Новые методы обработки балластных вод. Балластные воды – серьезная проблема

Водяной балласт- это вода и взвешенные в ней вещества, принятые на борт судна для обеспечения требуемого дифферента, крена, осадки, остойчивости судна. По оценкам ИМО, на судах, плавающих во всех регионах Мирового океана, ежегодно перемещается в качестве балласта около 12 млрд, тонн водяного балласта.

При балластном переходе для обеспечения безопасности плавания танкеры принимают забортную воду в качестве балласта в свободные от нефти «грязные» грузовые танки. Чистые танки заполняются забортной вода непосредственно, без их предварительной подготовки. Перед заполнением «грязных» грузовых танков забортной водой они должны быть очищены от имеющихся в них НВ установленным порядком.

Имеющиеся результаты исследований показывают, что в водяном балласте и осадках, перевозимых на судах, даже после рейсов продолжительностью несколько недель многие виды бактерий, растений и живых организмов могут выжить и сохраняться в устойчивой форме. Сброс загрязненного балласта или осадков в воды государства порта может привести к появлению в этих водах нежелательных видов патогенных организмов, нарушающих экологическое равновесие, причинить ущерб зонам отдыха, создать угрозу здоровью и жизни местного населения, животных и растений. Возникновение заболеваний также может быть результатом попадания в воды государства порта больших количеств балластных вод (БВ), содержащих вирусы или бактерии.

Наиболее распространенными видами микроорганизмов (определенными как патогенные или условно патогенные) являются кишечные палочки, стафилококк и сальмонелла. Временами наблюдается присутствие кишечных бацилл. По оценкам ИМО 4,5 тысячи различных видов переносится по всему миру за один раз в балластных танках. Поэтому сброс БВ считается потенциально опасным не только ИМО, но также и ВОЗ, которая озабочена вопросом недопущения распространения болезнетворных эпидемиологических бактерий с БВ.

Балластом служит вода, взятая прямо из-за борта. Вместе с водой насосы закачивают не только несметные количества микроорганизмов, но и крупную живность: крабов, моллюсков, мелких рачков. Подсчитано,что в среднем в балластных водах присутствует свыше 400 разновидностей животных, микроорганизмов и растений. Если ее сбрасывают там, где соленость, температура, питательная среда устраивают вновь прибывших гостей, они начинают борьбу с местными обитателями за право здесь жить. В бухте Сан-Франциско, например, 99 % биомассы состоит из организмов, ранее никогда здесь не живших. При сбрасывании балласта в портах захода, чужеродные организмы, не встречая особого сопротивления, быстро размножаются и начинают угрожать существованию других постоянно живущих там организмов. Однако опасность, которую несут с собой микроорганизмы, оказалась еще большей, чем в случае крупных организмов. Во всяком случае, узнав о результатах этих исследований, некоторые правительства уже задумалась об ужесточении борьбы со сливом балластной воды в прибрежной зоне. К такому выводу пришли американские ученые, которые провели бактериологическое исследование воды, используемой в качестве балласта на пришедших из иностранных портов судах. Ими было обнаружено, что болезнетворные микробы могут путешествовать на огромные расстояния внутри судов, куда они попадают вместе с балластной водой, а после прихода в порт они вместе с бактериями могут оказаться за бортом и стать причиной массовых заболеваний у жителей побережья. Например, холероподобные бактерии вызвали заражение устриц у побережья Северной Америки. В результате тяжелые отравления получили сотни людей.

Кроме того, загрязнения, принятые с БВ, оседая в балластных танках, увеличиваются в объеме после каждой балластировки, что приводит к снижению провозоспособности судна. Удаление осадков из балластных емкостей - сложный, трудоемкий технологический процесс, который способствует увеличению простоя и стоимости ремонта судов. Трудоемкость его вызвана тем, что балластные танки расположены, как правило, во втором дне, в носовых и кормовых частях судна со сложным конструктивным набором.

Например, ежегодно суда перед заходом в порты США сливают в целом миллионы тонн воды, закачанной в балластные танки в других районах Мирового океана. Группа ученых из Смитсоновского центра исследований ОС (штат Мэриленд) проанализировала состав балластных вод в судах, прибывших главным образом из стран Европы и Средиземноморья, обнаружила, что в них содержатся бактерии (в том числе холерный вибрион) и вирусы. Концентрация бактериальных клеток в литре воды достигала почти 1 млрд., а вирусных частиц - более 7 млрд. Многие микробы остались неопознанными, но наверняка среди них были такие, которые могут принести вред местным морским экосистемам.

Америка, в свою очередь, одарила Старый Свет посланцами, обитающими в ее прибрежных водах. Какое-то судно, вероятно, где-то в районе Атлантике набрало с БВ беспозвоночных животных - гребневиков. У гребневика, как у медузы, прозрачное, студенистое тело, по форме напоминающее короткий толстый огурец, обрезанный с одного конца. Гребневик - это хищник. Он питается планктоном, мелкими водными организмами, мальками рыб и их икрой. Лет пятнадцать назад он попал в Черное море, нашел там благоприятные для себя условия и настолько размножился, что, по сути, нанес ущерб местному рыболовству.

Поучительный пример преподнес Океанографический музей в Монако в 1984 году. Там ополоснули контейнер, в котором были привезены водоросли из южных морей. По невнимательности или по незнанию, эту воду с растительными остатками выплеснули в море. Сегодня на дне Средиземного моря водоросль- новосел занимает 3 тысячи гектаров. Она полностью изгнала коренную растительность.

Для судов рыбопромыслового флота РФ было проведено изучение фактического состояния и использования водяного балласта на рыбопромысловых судах, находящихся в эксплуатации. Практически на всех таких судах имеются цистерны водяного балласта. Их общий объем составляет порядка 12 % от дедвейта судов, а на танкерах и сухогрузах 35-40 %. Согласно предварительной оценке, использование балластных цистерн на рыбопромысловых судах в процессе их эксплуатации составляет около одной трети общего промыслового времени, поэтому, несмотря на сравнительно небольшие объемы перевозимой балластной воды (по сравнению с транспортными судами) рыбопромысловые суда могут осуществлять перенос жизнеспособных организмов из одной среды их обитания в другую.

Преимущества системы Seascape-BWMS:

  • Гарантия и сервис по всему миру
  • Высокая эффективность очистки
  • Очистка без применения химических реагентов
  • Высоко-интеллектуальное управление
  • Малые размеры и компактный дизайн
  • Простое и экономичное обслуживание
  • Система Глобальной Удаленной Поддержки (Global Remote Support System), опционально
  • Одобрение ЕМС для применения на судах любых типов

Компания Elite Marine Ballast Water Treatment System Corp является инновационным высокотехнологическим предприятием,
специализирующемся на очистке балластных вод. Исследовательская команда компании включает инженеров со всего мира. Разработанная технология очистки балластных вод имеет 26 патентов. Seascape-BWMS сертифицирована такими обществами как ABS, CCS, BV, DNV-GL, LR. NK и другими.

Краткое описание системы

Seascape-BWMS является комбинированной системой очистки, использующей преимущества фильтрации и технологии EPT (Enhanced Physical Treatment – UV/US – улучшенная физическая очистка с использованием ультрафиолетовых лучей и ультразвука).

Это обеспечивает высокую экологичность и оптимизирует размещение системы для каждого типа судов. Адаптируя технологию EPT Seascape-BWMS эффективно устраняет опасные водные организмы и патогены без образования токсических субстанций во время балластировки и де-балластировки.

Сравнение с химической технологией очистки:

Безопасно и надежно из-за отсутствия химических веществ в очистке. Химические технологии очистки связаны с образованием опасных соединений, таких как Н2 и Сl2, которые несут потенциальный риск судну и экипажу.

Высоко-эффективна и подходит для судов всех типов. Химические технологии требуют длительного времени для дезинфекции балластных вод, что ограничивает их применение
при коротком времени плавания. Для системы Seascape-BWMS не требует определенной солености воды и дополнительного времени на дезинфекцию.

Простая конструкция и простота управления. Концентрация общего остаточного оксида (TRO – Total Residual Oxide) требует детектирования при использовании химической технологии, что усложняет выполнение очистки по
сравнению с системой без использования химических веществ.

Низкая стоимость и экономичность обслуживания. Применение химических соединений потребует дополнительных затрат, в то время как при использовании технологии SeascapeBWMS требуется только периодическая замена ульта-фиолетовых ламп.

Сравнение с другими физическими технологиями:

В системе Seascape-BWMS присутствует ультразвуковой модуль, используемый для очистки кварцевых трубок и
увеличивающий эффективность очистки, что позвол

Яет сделать систему более компактной и снизить энергопотребление по сравнению с другими системами
очистки.

Использование ультразвукового модуля позволяет отказаться от необходимости использования других модулей в системе, дополнительно снижая размеры комплекса очистки и его
энергопотребление.

Самоочищающийся фильтр, имеющий международный патент, подходит для использования в водах с высоким содержанием TSS без необходимости ручного демонтажа и очистки. Мощность УФ излучения настраивается в зависимости от качества воды для снижения энерго-затрат.

Применение системы глобального удаленного мониторинга (GRSS) (опционально) делает работу с Seascape-BWMS еще проще и эффективнее.

Процесс очистки


Балластировка

Во время балластировки балластная вода пр
оходит через само-очищающийся фильтр для фильтрации крупных микроорганизмов. После фильтрации балластная вода проходит через модуль EPT, где ультрафиолетовое излучение дополнительно дезинфицирует воду перед попаданием в балластные цистерны.

Де-балластировка

Во время де-балластировки балластная вода выкачивается насосом из балластных цистерн обратно через фильтр и модуль EPT для окончательной очистки перед сбросом за борт.

Модуль фильтрации

Во время забора балластная вода проходит через автоматический само-очищающийся фильтр. Он удаляет частицы, седименты, зоопланктон и фитопланктон размером более 40 микрон. Автоматический обратный ток воды для очистки фильтра обеспечивает точность и качество фильтрации и позволяет добиться высокой эффективности очистки в водах с высокой мутностью. Во время цикла обратного тока воды фильтруемая вода продолжает течь как обычно без прерывания процесса очистки.

  • Высокая передача УФ
  • Низкий показатель осадочных фракций
  • Малый перепад давления
  • Автоматическая промывка фильтра обратным током воды
  • Мощность очистки 50 – 6000 м3/ч
  • Применимо к водам с повышенной замутненностью

Модуль EPT

Ультрафиолетовое излучение используется для дезинфекции воды эффективно и безопасно. УФ технология позволяет упростить управление комплексом и не требует дорогостоящих и потенциально опасных химических веществ. Ультразвуковой (УЗ) модуль в комбинации с УФ излучением обеспечивает проникновение сквозь клеточную мембрану и стенку для уничтожения ДНК и РНК микробов, нарушая синтез ферментов и белков в клетках и приводя к гибели клеток из-за нарушения метаболизма.

Дополнительно УЗ модуль выполняет функцию эффективной очистки кварцевых трубок для обеспечения максимального распространения УФ лучей. УФ дозы могут отслеживаться на постоянной основе и
автоматически настраиваться контроллером PLC и сенсором интенсивности света для любых типов вод с различной замутненностью, чтобы обеспечить максимальную очистку. Дополнительные датчики уровня и температуры обеспечивают еще больший уровень безопасности.

  • Нет активных субстанций или токсических продуктов
  • Нет проблем с коррозией
  • Самоочищающийся фильтр и кварцевые трубки
  • Долговечность и высокая эффективность
  • Простота управления и обслуживания
  • Мощность 50 – 6 000 м3/ч

Силовой шкаф и модули контроллера и мониторинга

Контроллер представляет собой Программируемый логический контроллер, который сконфигурирован для оптимального управления комплексом. Протокол сетевой коммуникации в реальном времени может использоваться для интеграции Seascape-BWMS с другими автоматическими контрольными системами на борту и обеспечивая доступ к Seascape-BWMS через стандартный интерфейс судна.

  • Дисплей данных в реальном времени
  • Управление touch-screen
  • Подача предупреждающих сигналов
  • Запись данных от 24 мес.
  • Контроллер Siemens PLC
  • Системный интерфейс

Спецификация систем Seascape-BWMS

Тип

Мощность

(м3/ч)

Энерго

потребле

ние

(кВ)

Размеры контура (мм)

Фильтр

(∅ х Н)

Модуль EPT

(Д х Ш х В)

Силовой шкаф

(Д х Ш х В)

Шкаф

управления

(Д х Ш х В)

0-BWMS

9-18

476x1877

590x345x720

450x680x1600

600x230x780

Seascape-250-BWMS

12-24

616x2035

585x345x1100

450x680x1600

600x230x780

Seascape-300-BWMS

18-36

616x2035

590x345x720x2

500x500x1770

600x230x1000

Seascape-600-BWMS

24-48

616x2164

690x450x920

500x680x1770

600x230x1000

Seascape-800-BWMS

32-64

739x2178

690x550x920

500x680x1870

600х230х1000

Seascape-1000-BWMS

1000

48-96

739x2299

895x530x1120

630x680x2120

600x230x1000

Seascape-1200-BWMS

1200

48-96

739x2554

690x450x920x2

630x680x1900

600x230x1000

Seascape-1600-BWMS

1600

64-128

850x2749

690x550x920x2

630x680x2120

600x230x1000

Seascape-1800-BWM

1800

72-144

850х2749

690x450x920x3

630х680х1900х2

600х230х1000

Seascape-2000-BWMS

2000

96-192

850х2749

895х530х1120х2

630х680х2120х2

600х230х1000

Seascape-2400-BWMS

2400

96-192

980х2988

690х550х920х3

630х680х1900х2

600х230х1000

Seascape-3000-BWMS

3000

144-288

980х2988

895х530х1120х3

630х680х2120х3

600х230х1000

Seascape-3200-BWMS

3200

128-256

980х3250

690х550х920х4

630х680х2120х2

600х230х1000

Seascape-4000-BWMS

4000

192-384

2000х2749

895х530х1120х4

630х680х2120х4

600х230х1350

Seascape-5000-BWMS

5000

240-480

2200х2988

895х530х1120х5

630х680х2120х5

600х230х1350

Пример установки станции очистки балластных вод

В качестве примера рассмотрим проект Морского Инжинирингового Центра СПб установки станции очистки балластных вод на сухогрузе пр. 507Б типа Волго-Дон. Характеристики балластных танков представлены в Таблице 1

Таблица 1

Наименование Пр.507Б, тип «Волго-Дон» (Черт 507б-901-065)
Расположение Вместимость, м куб.

Балластный танк №1

Балластный танк №2ЛБ

Балластный танк №3ПрБ

Балластный танк №4ЛБ

Балластный танк №5ПрБ

Балластный танк №6

Общий объём балластных
танков

Исходя из характеристик судовой балластно-осушительной системы из предоставляемой Группой компаний “Морская техника” линейки станций была выбрана установка для очистки балластных вод Seascape - BWMS-300, характеристики станции представлены в Таблице 2. Принципиальная схема представлена на рис.1


Рис. 1 Принципиальная схема установки станции очистки балластных вод

Тип Q,м3/ч N, Вт Размеры(мм)
Фильтр, хН ЕРТ-блок, LxBxH Шкаф управления,
LxBxH
Мониторинг шкаф,
LxBxH

Seascape-
300-BMWS

Рассматривается два варианта места установки указанных блоков в МО (См. Рис.2):
1-й вариант: по левому борту, 192-202шп. на стенке цистерны основного запаса топлива,
2-й вариант: по правому борту у кормовой переборки МО.


Рис. 2 Варианты размещения установки в МО т/х пр 507Б

В составе проекта предусматривается:

  • подключение балластного танка №1 к существующей балластно-осушительной системе;
  • обеспечение дополнительно дистанционного управления балластными насосами с центрального пульта управления балластными операциями;
  • в балластной системе вместо существующих клапанов (задвижек) с ручным управлением, предусматривается установка электро-пневматических нормально-закрытых клапанов с дистанционным управлением открытия/закрытия, в конструкцию которых входит функция местного ручного закрытия;
  • система контроля уровня заполнения танков.
  • опционально может быть оборудован трубопровод для сдачи балласта с судна в береговые приемные сооружения.

Сертификация

Seascape-BWMS сертифицирована CSS, одобрена IMO и в качестве альтернативной системы управления USCG. Помимо этого сертификаты получены от ABS, BV, LR, DNV, RINA, NK, KR и Российского Морского Регистра Судоходства.

Загрязнение акваторий балластными водами, сбрасываемыми с судов, превратилось в серьезную мировую экологическую проблему. Для ее решения необходимо как можно активнее внедрять современные системы обработки балластных вод.

Во всем мире правительства и некоммерческие организации активно обсуждают экологические проблемы. Увы, согласованные на международном уровне действия ведутся далеко не по всем направлениям борьбы с загрязнением окружающей среды. Тем не менее примеры, свидетельствующие о возможности конструктивного решения экологических трудностей, есть.

Одним из таких примеров является «Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими» (International Convention for the Control and Management of ships’ ballast water and sediments), принятая Международной морской организацией (IMO) в 2004 году. Это решение призвано обеспечить экологическую безопасность на море и предотвратить загрязнения судами окружающей среды, в первую очередь морской. Международные правила, регулирующие данный вопрос, появились сравнительно недавно, и привели к созданию ряда национальных регулирующих документов. Собственные регламенты контроля балластных вод созданы, к примеру, в США, Канаде, Израиле, Австралии, Чили, Новой Зеландии.

ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ

Достаточно интересным представляется американский «Национальный акт о вредных организмах» (NISA-96). Согласно этому акту смена балласта или его обработка всеми судами, следующими в порты США, должна была производиться в открытом океане. Такие же требования предъявлялись к судам, следующим из одного североамериканского порта в другой, в тех случаях, когда маршрут предусматривал выход из исключительной экономической зоны США. Механизм контроля состоял в следующем: по прибытии в порты Соединенных Штатов суда должны были представить береговой охране донесение об операциях с балластными водами. В этом документе содержались точные географические координаты и тщательное описание каждой проведенной операции. Для обнаружения ложных данных в донесениях была разработана методика анализа балластных вод, определяющая, где на самом деле принят балласт: в открытом океане или в прибрежной зоне.

Из новейших норм, регулирующих данный вопрос, стоит особенно отметить требования IMO, согласно которым к 2016 году замена балластных вод будет полностью запрещена, и все новые и уже существующие суда должны будут обрабатывать балластные воды при приемке на судно и при их сбрасывании.

Круизные лайнеры, крупные танкеры и сухогрузы используют огромное количество балластных вод. Зачастую забор воды производится в прибрежных водах одного региона, а сброс – в следующем пункте назначения, вне зависимости от того, где он располагается географически. При сбросе балластных вод происходит неконтролируемое проникновение микроорганизмов из одних природных зон в другие, где у них может не быть естественных врагов. Это является одной из самых серьезных экологических проблем, связанных с судоходством, наряду с загрязнением вод нефтью и нефтепродуктами.

Стандарт D-1.

Суда должны производить замену балластных вод с эффективностью, составляющей 95% от их объема. Равноценной указанному стандарту считается прокачка трехкратного объема каждого танка водяного балласта.

Стандарт D-2.

Суда должны сбрасывать на 1 куб. м – менее 10 жизнеспособных организмов размерами более 50 мкм; на 1 мл – менее 10 жизнеспособных организмов размерами менее 50 мкм и более 10 мкм.

Замена балластных вод должна производиться на расстоянии, по меньшей мере, 200 морских миль от ближайшего берега и при глубинах, составляющих не менее 200 м.

В используемой в качестве балласта забортной воде нередко содержатся водные организмы животного или растительного происхождения, а также вирусы и бактерии, вредные для естественных обитателей других природных зон. Даже проделав долгий путь в танке судна, такие организмы сохраняют жизнеспособность. Сброс или приемка балласта, содержащего чужеродные для данного района организмы, может нанести непоправимый ущерб окружающей среде, стать ударом по рыболовству, аквакультурным фермам, другим сферам деятельности и даже явиться причиной возникновения инфекций.

Следует отметить, что вредными могут оказаться не только возбудители инфекций или хищные рыбы, но и вполне мирные в своей родной среде обитания существа. Например, в Балтийском море были обнаружены ракообразные Cladocera, чья традиционная среда обитания – Черное и Каспийское моря. Эти организмы очень быстро размножаются и доминируют над зоопланктоном, «забивают» рыболовные сети и тралы. В результате – экосистема нарушена, а рыболовная промышленность несет убытки.

Во избежание неприятных последствий заражения прибрежных вод было необходимо принятие серьезных мер. Эти причины делают обработку балластных вод одной из самых актуальных научно-технических задач.

ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ

Принимая во внимание, что, по данным германского института ISL (Institute of Shipping Economics and Logistics), в мире существует более 44 000 судов, на которые требуется установка оборудования обработки балластных вод, и строятся все новые, причем рынок данного оборудования практически не ограничен. На этот рынок могут выйти и петербургские компании, к примеру, компания «Кронштадт» – уполномоченный поставщик оборудования для обработки балластных вод от ведущих мировых производителей, которое может быть установлено как на новые, так и на уже эксплуатируемые суда.

Международные нормы контроля балластовых вод.

Для судов, построенных до 2009 года

  • До 2014 года суда с объемом балластных вод от 1500 до 5000 куб. м должны были осуществлять управление балластными водами по стандарту D-1 либо превышая его – по стандарту D-2.
  • С 2014 года обработка балластных вод должна производиться исключительно по стандарту D-2.
  • До 2016 года суда с объемом балластных вод менее 1500 и более 5000 куб. м должны осуществлять управление балластными водами по стандарту D-1 либо превышая его – по стандарту D-2.
  • С 2016 года обработка балластных вод должна производиться исключительно по стандарту D-2.

Для судов, построенных в 2009 году и позже

  • Суда с объемом балластных вод менее 5000 куб. м должны осуществлять обработку балластных вод по стандарту D-2.

Для судов, построенных позже 2009-го, но до 2012 года

  • Суда с объемом балластных вод 5000 куб. м и более должны осуществлять управление балластными водами по стандарту D-1 либо, превышая его, – по стандарту D-2 до 2016 года.
  • С 2016 года обработка балластных вод должна производиться исключительно по стандарту D-2. Для судов, построенных в 2012 году и позже
  • Суда с объемом балластных вод 5000 куб. м и более должны осуществлять обработку балластных вод в соответствии со стандартом D-2.

Поставляемые компанией «Кронштадт» современные очистные системы призваны прекратить неконтролируемую миграцию организмов через балластную воду. Вода балластным насосом подается на фильтр, где механическим способом очищается от твердых частиц и зоопланктона. Используются два типа фильтров: компактный автоматический фильтр высокого давления с размером ячеек 40 мкм и дисковый фильтр низкого давления с размером ячеек 10 мкм. Вода проходит через УФ-облучатели, генерирующие озон и фотолитический свет, подавляющий частицы, водоросли, фито- и зоопланктон. После этого вода проходит через эжектор, где смешивается с озоном, уничтожающим флору и фауну. И в завершение операции вода поступает в балластные танки.

Международная конвенция по контролю и управлению балластными водами судов 2004 года от IMO была создана в результате растущих фактов ущерба от появления чужеродных водных организмов, и хотя ее разработка заняла долгие годы, ее ратификация близится.
Это соглашение представляет разительные изменения в управлении балластными водами судов, и хотя оно руководствуется благими намерениями, существует большой потенциал для возникновения споров, задержки судов, отмены фрахтовых соглашений и наложения местных штрафов.

Существует множество зарегистрированных случаев, когда вторжение определенных морских организмов влияло на локальную экологию с серьезными последствиями, как на здоровье, так и на благосостояние прибрежных и внутренних вод региона.

Три наиболее известных случая включают появление полосатой мидии в Великих Озерах, гребешковой медузы в Каспийском море и вспышку холеры в Перу в 1991 году.

В морской среде инвазивные организмы содержатся в планктоне, яйцах и личинках, которые принимаются на борт судна во время операций с балластными водами. Следовательно, они могут перевозиться через моря и океаны, в конце концов, сбрасываясь в различные биорегионы, где местные природные условия могут вызвать их гибель или в некоторых случаях бурный рост в ущерб местным организмам и природной среде.

Тогда как 90% современной мировой торговли проходит через , инвазивные морские организмы неразрывно связаны с 3-5 млрд. тоннами балластных вод, перевозимых по всему миру как часть обычного водного транспортного процесса.

Конвенция разработала ответ на проблему инвазивных организмов, прошло уже около 20 лет с введения добровольных правил контроля балластных вод в начале 1990х. Конвенция вступит в силу через 12 месяцев с момента ее ратификации 30 государствами, представляющими 35% мирового торгового тоннажа. На конец мая 2011 года 28 государств, представляющих 25% мирового тоннажа, уже подписали соглашение.

Доля в мировом тоннаже является наиболее важным показателем, так как остается несколько крупных судовладельческих наций, которые пока не ратифицировали соглашение. Чтобы конвенция вступила в силу остается дождаться подписания всего несколькими из них. Это может случиться в ближайшем году, и конвенция вполне может быть ратифицирована и вступит в силу в 2013 году.

В настоящее время все большее число стран и региональных властей требуют от судов, входящих в их воды, выполнить обмен балластными водами (BWE) как одно из условий получения разрешения на сброс балластных вод в портовых зонах.

Тогда как обмен балластными водами может стать общепринятой практикой для судов, работающих во многих портах и регионах, эта мера рассматривается IMO как временная мера по борьбе с инвазивными морскими организмами, и она будет заменена согласно плану конвенции.
Для большинства судов более 400 гросс-тонн введение принципов конвенции так или иначе потребует установки систем обработки балластных вод, утвержденных IMO. Эти сложные и дорогие устройства способны осуществить сепарацию и физическое уничтожения планктона и бактерий, содержащихся в балластных водах, прямо на борту суда, снизив их содержание до допустимых границ, определенных в конвенции.

Правила конвенции уже требуют от определенных судов, построенных в 2009 или позже, быть оснащенными такими системами. В намерениях остается оснащение всех мировых судов к 2016 году.

Для операторов и судовладельцев это ставит такие вопросы:
– Какую систему выбрать?
– Где ее установить?
– Будет ли система способна справиться с требованиями конвенции во время работы судна?

Выбор системы

Что касается выбора производителя, список утвержденных IMO поставщиков системы очистки балластных вод все растет. Многие из них используют технологии, основанные на технологиях очистки вод на суше, тогда как другие представляют более инновационные решения, например, использование инертных газов и химических биоцидов.

На настоящий момент установлено достаточно мало систем на суда, так что оценить их работоспособность пока не представляется возможным. В результате чего владельцы и операторы судов пока не очень доверяют различным видам систем, и могут только надеяться, что выбранная система обработки балластных вод окажется надежной и эффективной в долгосрочном периоде.

Установка

Выбрав систему, ее достаточно несложно установить на строящееся судно в судостроительной верфи, так как проектировщики смогут запланировать этот процесс в фазах строительства.

Однако, было оценено, что вслед за ратификацией конвенции в ближайшие годы, будет около 50 000 судов и других плав-средств, в которых придется устанавливать системы обработки балластных вод. Текущее состояние мировых судостроительных верфей и заводов не может обеспечить этот спрос, и судовладельцы, которым потребуется установка, могут оказаться перед необходимостью ждать доступного завода в течение длительного времени.

Применение

И наконец, когда система уже установлена (возможно, со значительными затратами), может оказаться, что основные проблемы еще впереди.
Этой проблемой окажется практическая эффективность оборудования и его способность обеспечить полное соответствие требованиям конвенции под пристальным надзором офицеров страны флага, портовыми властями и другими уполномоченными органами.
Чтобы получить сертификацию от IMO система обработки балластных вод должна пройти серию тестов на суше и на судне, у которых есть определенный набор критериев соответствия экологическим условиям. Тогда как представляется возможным определить эффективность системы с определенной точностью в контролируемых, почти лабораторных условиях во время процедуры получения разрешения, в реальности работа системы может оказаться совсем другой.

Тогда как существуют определенные рекомендации по методам тестирования, нет определенного общего протокола, который должен быть использован на уровне портов, чтобы определить, соответствуют ли критерии обработки балластных вод определенным судном стандартам конвенции. Продолжается дискуссия относительно того, как достичь максимального соответствия судов требованиям соглашения. Сюда относятся такие фундаментальные вопросы, как методы взятия проб и то, должны ли пробы быть выборочными или сплошными.