Можно ли связывать арматуру пластиковыми хомутами. Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

В первой части статьи мы рассказали о том, выгодно ли покупать аккумуляторный вязальный пистолет, как сделать самодельный крючок для вязки арматуры, и как её правильно вязать. Продолжаем начатую тему. Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

  • Можно ли связать арматуру пластиковыми стяжками и шуруповёртом.
  • Как рассчитать необходимое количество вязальной проволоки.
  • Как привезти длинную арматуру на участок в обычной ГАЗели.
  • Допускается ли сварка арматуры сварочным инвертором.

Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом

Часть пользователей нашего портала предпочитают вязать арматуру с помощью реверсивного крючка.

Это приспособление в виде длинной рукоятки с крючком на конце, которое надо дёргать на себя.

Мнения об эффективности такого крючка расходятся. Кто-то считает реверсивный (полуавтоматический) крючок эффективным инструментом. Кто-то относится к нему, как к ненужной игрушке, предпочитая вязать арматуру обычным крючком.

На мой взгляд, работать с реверсивным крючком очень просто. Дёрнул на себя, проволока и закрутилась. Справится и ребёнок, и женщина.



Я вяжу арматуру только полуавтоматом. Быстро, качественно и удобно. Обычный крючок меня и не заинтересовал.

Вот фото рабочего процесса вязки таким крючком.



А я купил и обычный крючок, и реверсивный. Попробовал оба, и полуавтомат мне совсем не понравился. Всё вязал обычным.

Мнения разделились. По словам alex_k11, если и выбирать реверсивный крючок, то покупать только правильный - с двухзаходовой проточкой рабочего механизма. На рынке представлены более дешёвые и менее качественные полуавтоматические крючки с однозаходовой винтовой насечкой. Такие крючки дёргает при закручивании, и они рвут проволоку.

Для наглядности прилагаем фото «правильного» и «неправильного» реверсивного крючка.

Также реверсивные крючки могут не пережить большого объёма работ. При стачивании рабочей части винтовой насечки крючок начинает дергать. Результат - проволоку рвёт.

Кроме этого, пользователи портала экспериментировали с использованием шуруповёрта в качестве приспособления для связывания арматуры.

Мнения по поводу эффективности такого «автомата» тоже разделились.

Я самостоятельно вязала арматуру при помощи шуруповёрта с шестигранником «четвёркой», вставленным в патрон. Очень понравилось. Удобно, и скорость высокая.

По мнению пользователя andre777, от «шурика» толка нет. Надо ловить момент затяжки вращения. Чуть увеличил момент - порвал проволоку. Уменьшил - недотянул. Причём, коррективы приходится вносить постоянно, т.к. жесткость проволоки от партии к партии может меняться.



Постоянно носить шуруповёрт в руках - быстро устаёшь, особенно при больших объёмах и при работе в неудобных местах.

Лучше простого крючка ещё ничего не придумали.

Ещё один вариант, ускоряющий и упрощающий монтаж - связывание арматуры пластиковыми стяжками.

Я вязал пластиковыми хомутами небольшой ленточный фундамент. Работа шла очень быстро.

По словам ещё одного пользователя Plastilin, он до стяжек перепробовал всё - самодельный крючок из гвоздя, клещи, шуруповёрт. Всё не то, а объём работ предстоял огромный. Подумав, он решил использовать стяжки, и дело пошло.

Скорость увеличилась раз в 5. Вязал стяжками всё - армопояса, перемычки и т.д. Концы хомутов, где отрезал, а где — нет.

Совет пользователя - использовать надо только качественные стяжки. У стяжек с истёкшим сроком годности отрывает головки, или они рвутся. Чтобы не купить некондицию, можно приобрести на пробу 1 пачку и пустить её в дело. Если стяжки не рвутся, то закупить большую партию.

При выборе стяжек/хомутов руководствуемся следующими техническими характеристиками:

  • Стяжки надо брать от 4.7 мм до 5.5 мм. Меньшего размера — очень слабые.
  • Для связывания 1-2 прутков арматуры достаточно стяжки длиной 16 см.
  • Для связывания 2-3 прутков берём стяжку длиной 20 см.

Чтобы не ошибиться, действуем экспериментальным путём. Покупаем 2-3 пачки стяжек разного размера и вяжем ими арматуру.

Я думаю, что если не предполагается масштабное строительство, то стяжки - оптимальный выбор. Я сделал на стяжках фундамент ТИСЭ, а у родственника даже при заливке из бетононасоса вся арматура осталась на месте. Мы для чистоты эксперимента даже вставали на каркас, всё выдержало.

В нашей статье описываются нюансы строительства свайно-ростверкового фундамента.

Важно: пластиковые стяжки при низких температурах становятся хрупкими. Если при заливке бетона предполагаются мощные ударные нагрузки (например, заливка фундамента с большой высоты (стены цокольного этажа), большие объёмы и т.д.), то хомуты, из-за меньшей прочности, чем у вязальной проволоки, может разорвать. Поэтому сначала думаем, а потом делаем.

Вязка арматуры пластиковыми хомутами, в первую очередь, оправдана при сравнительно небольших объёмах работ: при бетонировании таких конструкций, как ленточные фундаменты небольшого сечения, сваи, армопояса, перемычки, ростверки и т.д.

Большие фундаменты, сложные и ответственные конструкции со множеством узлов надо вязать проволокой. Это надёжнее и дешевле, т.к. в пересчёте на количество узлов вязальная проволока стоит дешевле, чем сотни и тысячи стяжек.

Также помним, что задача стяжек и вязальной проволоки - обеспечение заданной геометрии арматурного каркаса при заливке бетона . В дальнейшем (после застывания раствора) стяжки и проволочные узлы в работе конструкции не участвуют.

Как рассчитать количество вязальной проволоки

Помимо вопроса, как и чем вязать арматуру, любой начинающий застройщик думает о том, сколько вязальной проволоки купить.

Я делаю плитный фундамент размером 12.5х12.5 м. Мне нужно связать арматуру в два ряда 200х200 мм. По периметру и под несущими стенами 100х100 мм. При заказе арматуры мне сказали, что приблизительно на вязку 1 тонны арматуры уходит 12 кг проволоки. Это так?

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать исходные данные. Это:

  • Диаметр арматуры, которую надо связать.
  • Длина проволочной петли, которая уходит на один узел.
  • Диаметр проволоки и её вес.
  • Шаг вязки и количество предполагаемых узлов.

Дело в том, что в 1 тонне арматуры «десятки» находится одно количество хлыстов, а в 1 тонне «двенадцатой» — другое.

Соответственно: меняется общая длина арматуры и количество вязок при одинаковом шаге. Для усреднённого расчёта берём, что на 1 вязку требуется 250 мм проволоки (проволока сложена вдвое, вяжем арматуру диаметром 10-14 мм).

На строительство фундамента я взял арматуру диаметром 12 мм. Проволока используется диаметром 1.2 мм. Проволока продаётся в бухтах по 80 кг или в нарезах длиной по 40 см, весом «снопа» в 5 кг.

Расчёт ведём следующим образом: проволока диаметром 1.2 мм весит около 9 г на 1 метр. Из 1 кг проволоки примерно получается 440 вязок (по 250 мм на вязку). В 1 тонне «двенадцатой» арматуры около 1100 метров. При вязке с шагом в 20 см получается примерно 2800 узлов, на которые потребуется примерно 6.5 кг проволоки в нарезке по 250 мм.

Если брать проволоку из расчёта: 40 см длины на 1 вязку, то слишком много проволоки уйдёт в отходы, т.к. на 1 узел, в среднем, требуется от 25 до 30 см.

Вязальную проволоку лучше покупать в бухтах, а затем разрезать бухту болгаркой на отрезки нужной длины.

Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель

Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.

Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.

Моё ноу-хау - я покупаю арматуру и, вместе с помощником, сгибаю хлыст пополам. В результате длина сложенной вдвое арматуры около 5 метров. Мы легко гнули и «десятку», и «двенадцатую». Затем арматура закидывается в кузов ГАЗели с небольшим выпуском за борт (менее 2-х метров), что допускается правилами перевозки грузов.

Арматуру привозят на участок, где разгибают в длинный хлыст при помощи самодельной кувалды с металлической ручкой, на которой приварена гайка. Резьба на гайке не даёт хлысту провернуться, и арматура гнётся под любым нужным углом. В качестве модификации вместо кувалды можно использовать ломик, на который также приварили гайку.

Арматуру я вязал проволокой. Думал использовать хомуты, но получается не очень прочно, а при сваривании арматуры меняется структура металла.

Для сваривания каркасов, сеток и т.д. используется арматура с маркировкой - буква «С» на конце (например, A400C). Самую ходовую марку арматуры (например, маркировка – AIII (A400)) необходимо связывать проволокой, т.к. в месте сварки уменьшается прочность металла.

В теме форума можно изучить все особенности и нюансы связывания арматуры крючком, аккумуляторным вязальным пистолетом и шуруповёртом. Рекомендуем прочесть статьи про ручную гибку арматуры и самодельные арматурогибы, выбор сварочного инвертора и основы ручной дуговой сварки, а также о секретах холодной ковки. А из видеосюжета вы узнаете обо всех особенностях армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента.











Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения. Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента. Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.


Подготовленный арматурный каркас

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента - бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности - в удачном сочетании качеств:

    Несложен по конструктивному исполнению.

    Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).

    Не нуждается в применении спецтехники.


Ленточный фундамент в опалубке

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

    Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.

    Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).


Ошибки проектирования обязательно станут заметными

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые - на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

    Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.

    Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.


Расчет шага хомутов при армировании угла

    На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.

    Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.

    Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу ремонта и проектирования фундамента . Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

    Материалу изготовления. Стальная арматура - классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.


Арматура с периодическим профилем отличается улучшенными характеристиками

    Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

    Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.

    Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).

    Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.

    Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.


Прутья композитной арматуры, скрепленные хомутом

    Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.

Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

    Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток - цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.


Профессиональный инструмент - пистолет для вязки арматуры

    Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки - эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).

    Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента на видео:


Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

    Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.

    Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

    Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами

    Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном - 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.

    Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.

    Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

О том, как правильно вязать арматуру крючком на видео:


Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

    Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)

    Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.


Схема армирования ленточного фундамента

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

    От мотка вязальной проволоки отрезается фрагмент длиной 25-30 см (для прутьев сечением 8-16 мм).

    Проволоку сгибают пополам и заводят под нахлест стержней, размещая по диагонали.

    Крючком цепляют петлю (место сгиба проволоки), противоположный конец проволоки обводится над пересечением стержней и укладывается над крючком.

    Вращением крючка вокруг верхнего конца проволоки создается скрутка из 3-4 оборотов.

    Крючок извлекается, концы проволоки отгибаются внутрь конструкции.

О тонкостях армирования на видео:


Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.


Армирование углов требует соблюдения технологии

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

    Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.

    Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.

    Монтируется верхний горизонтальный пояс . Его задача - сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.

    Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.

    Готовится опалубка под фундамент.


Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса

    Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).

    Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.

    Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Заключение

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.

При возведении фундамента арматуру варят или вяжут. Об этом факте известно практически каждому профессиональному строителю. Арматуру для фундамента варить или вязать – это главный вопрос, о котором задумываются многие люди. У каждого метода существуют свои преимущества и недостатки. Варить арматуру намного проще. Этот метод является стандартным в большинстве случаев.

При сварке у арматуры снижается прочность и нарушается внутренняя структура.

Вязать арматуру стоит в тех случаях, когда необходимо получить хороший фундамент на сложном грунте. На самом деле этот вопрос является риторическим. Специалисты до сих пор не могут четко ответить на вопрос: что лучше – арматуру варить или вязать? Попробуем разобраться в этой проблеме. Для начала стоит поговорить о преимуществах того или иного метода и недостатках.

Преимущества и недостатки сварки арматуры для фундамента

Начать стоит именно с вопроса, который расскажет, стоит ли варить арматуру. Многие специалисты будут утверждать, что данный метод для фундамента подходит не совсем хорошо, а другие будут склоняться к противоположному мнению. Если за основу берется именно варка арматуры, то нужно быть готовым к тому, что она будет оказывать существенное влияние и на сам материал, который используется в работе. При воздействии на металл сварочной дуги нарушается его поверхностная и внутренняя структура. Это приводит к тому, что снижается его прочность и жесткость. Это, разумеется, недопустимо во многих случаях.

Если используются крупные прутки арматуры, то на фундамент это не оказывает существенного влияния. Если небольшие, то стоит учитывать изменение свойств материала при конструировании. В связи с тем, что металл меняет свою структуру, некоторые стремятся сделать технологию сварки более совершенной. Основная цель – снижение пагубного воздействия высоких температур в месте соединения.

Чаще всего этот метод используется в тех местах, где грунт имеет устойчивое положение, то есть он оседает не слишком сильно. Здесь движения фундамента минимальны, а соответственно дополнительных нагрузок на него не возникает. Сварочные швы остаются в целости и сохранности. Пагубное воздействие на свариваемые поверхности можно снижать. Для этого нужно идеально подобрать технологию. Только так вся работа будет выполнена действительно качественно.

Чтобы снизить пагубное воздействие сварки, можно использовать несколько методов. Сначала стоит задуматься о том, какими электродами варить. Они подбираются в соответствии с диаметром арматуры, которую нужно будет соединять. При этом стоит учитывать тот факт, что когда используются относительно небольшие прутки, то можно применить практически любой электрод. Если речь идет об арматуре, которая имеет большой геометрический размер, то лучше всего использовать специальные материалы, предназначенные для соединения низкоуглеродистых сталей. Такие электроды создают минимальное воздействие на свариваемые поверхности. Соответственно, получается, что они становятся более прочными и жесткими.

Некоторые особенности

Сила тока, которая используется при сварке тоже оказывает непосредственное влияние на процесс. Она может быть как завышенной, так и заниженной. Оба варианта являются отрицательными. Если использовать низкие токи при работе, то велика вероятность того, что материал будет прогрет недостаточно хорошо, а это приводит к нестыковке. Большой параметр тоже плохо воздействует на соединяемые элементы. Если используется высокая сила тока, то она перегревает поверхности. Они вследствие этого становятся хрупкими и ненадежными. Это может сказаться на целостности всего фундамента.

Таким образом, необходимо подбирать оптимальное соотношение силы тока. При включении аппарата стоит сразу посмотреть на то, как электрод взаимодействует с металлом. Если он к нему прилипает, то сила тока недостаточно велика. Значит, ее необходимо увеличить. Современные сварочные аппараты имеют возможность плавного регулирования. Это их большой плюс.

Специалисты считают, что для плотного прилегания 2-х сварочных поверхностей друг к другу на них обязательно нужно воздействовать сторонними силами. Однако это сделать не так уж и просто. На практике прижимать 2 прутка арматуры друг к другу не так-то и просто. Эта мера иногда является малоэффективной. В некоторых случаях куда лучше просто отшлифовать поверхности. В этом случае площадь соединения значительно возрастает.

Чтобы убедиться в том, что соединение сделано качественно, его необходимо проверить.

Для этого делается предварительное сваривание 2-х прутков между собой. После этого нужно дать им время для остывания до комнатной температуры. Если на поверхности появляются какие-либо трещины или другие дефекты, то какой-то режим подобран неправильно. Стоит произвести регулировку того или иного параметра, чтобы в итоге все получилось идеально. Разумеется, великолепного качества достигнуть достаточно сложно. Можно лишь попытаться приблизиться к идеалу. В этом случае фундамент будет действительно надежным и долговечным.

Такой вид соединения арматуры имеет и свои преимущества. Здесь стоит говорить о целом ряде плюсов. Специалисты отмечают их повсеместно. В случае использования сварочного соединения можно создать фундамент в сравнительно короткие сроки. Необходимо только правильно настроить оборудование и уметь рационально пользоваться им.

Если площадь несущей конструкции, которая создается для жилого или коммерческого здания, является достаточно большой, то именно этот метод соединения арматуры считается оптимальным. Он и используется на практике. При строительстве больших домов именно для фундамента эта технология оптимальна.

Когда человек, который назначен ответственным к проведению работ, начинает задумываться о том, какой способ соединения арматуры ему выбрать, то ему следует руководствоваться несколькими факторами. В результате их изучения он должен сделать окончательный выбор – вязать или варить арматуру для фундамента.

Разумеется, многочисленные отрицательные черты сварочного соединения арматуры откладывают свой отпечаток на его использовании в качестве основного в тех или иных строительных работах. У него есть и другие недостатки, помимо тех, которые были перечислены выше. К примеру, при заливке фундамента может возникнуть ситуация, когда бетон раздавит места соединений. То есть целостность фундамента будет нарушена. К тому же в тех местах, где используется сварка, велика вероятность образования очагов коррозии. Этого нельзя допускать, так как это напрямую влияет на целостность всей конструкции в целом. Вязка арматуры обладает рядом преимуществ перед сваркой. Об этом и стоит поговорить более подробно.

Преимущества вязки арматуры для фундамента

Вязка арматуры осуществляется с помощью специальной проволоки, которая соединяет прутки по углам конструкции. Она делается достаточно легко. После того как фундамент возведен, он может некоторое время оседать на грунте. Это связано с его строением и массой самого дома. При этом вязка дает соединяемой арматуре свободу. Все места соединений остаются на своих местах. Здесь можно говорить о применении данного метода даже на сложных грунтах. Сварка не выдерживает подобных нагрузок и трескается. В случае с вязкой этого не происходит. Все соединения остаются подвижными. Меняется расположение прутков в пространстве. Это никак не влияет на появление дополнительных напряжений в фундаменте.

Сам процесс вязки отличается тем, что его можно производить как непосредственно на месте возведения здания, так и в специальном цеху. Для этого используется примитивный инструмент. К примеру, чаще всего используется обыкновенный крюк, который и позволяет соединять несколько прутков между собой. Сама работа требует минимальных физических затрат. Здесь может хватить усилий одного человека.

При использовании метода вязки арматуры, ее прочность не снижается, так как на нее не оказывается никакого воздействия высокими температурами. Структура металла сохраняется. Жесткость и прочность подобной конструкции всегда на высоте. Для проведения работ можно обзавестись специальным инструментом.

Сегодня на рынке представлены специальные пистолеты. С их помощью и осуществляется вязка. Здесь все достаточно просто. К тому же стоимость проведения всего комплекса работ в значительной степени снижается. Это связано с тем, что вся себестоимость складывается из цены на материал, то есть проволоку и инструмент. Как уже отмечалось ранее, можно использовать обыкновенный крюк. Пистолет для вязки стоит, кстати, тоже недорого. Практически каждый человек может его себе позволить.

Требования к процессу вязки стального каркаса

При осуществлении вязки стального каркаса для фундамента обязательно нужно использовать только проволоку их того же самого материала. Если нет определенного навыка в проведении подобного рода работ, то лучше сначала немного потренироваться. При использовании обыкновенного крюка, стоит учитывать тот факт, что данный процесс является очень трудоемким. Придется приложить немало усилий, чтобы все выполнить максимально качественно и в срок. Перед тем как начинать вязать арматуру, обязательно нужно определиться с ее геометрическими параметрами. Они очень часто заносятся в документацию к проекту. Именно здесь все и можно посмотреть.

Чаще всего применяются конструкции, которые используют 2 ряда арматуры. На одно соединение будет приходить доля секунды (если использовать специальный пистолет). Кстати, для работы лучше применять японские модели, поставляемые на наш рынок. Они отвечают параметрам качества. Китайские пистолеты не всегда надежны, но стоят намного дешевле. В комплекте с инструментом всегда идет проволока. Она представлена в виде катушек. Работать с таким оборудованием намного удобнее, чем простым крюком.

Ведущие специалисты по вязке арматуры уверены в том, что наиболее эффективным методом сборки каркаса является клеточный тип. Здесь связываются 2 ряда прутьев.

Их расположение выбирается перпендикулярным друг к другу. Их нельзя устанавливать непосредственно на землю.

Здесь уместно использовать специальные крепления, которые позволяют удерживать их в подвешенном состоянии.

Вязка или сварка арматуры?

Итак, теперь на основе тех данных, которые представлены выше, можно сделать определенные выводы по поводу того, а что лучше применять на практике – варку или связку арматуры. Разумеется, каждый метод не обделен преимуществами, но у каждого имеются и свои недостатки. Если сварка осуществляется с максимальной скоростью, то вязка – это достаточно продолжительный и трудоемкий процесс. Его лучше всего применять при строительстве небольших собственных домов или коттеджей. Здесь именно этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

При строительстве больших домов стоит обратить свое внимание на сварку. Здесь используются прутки, имеющие значительный диаметр. С помощью обычной проволоки соединение будет получить достаточно сложно. Сварка в данном случае – это единственно правильное решение.

Недостатки метода сварки не всегда дают возможность рассчитывать на ее использование на сложных грунтах. В болотистой местности этот метод полностью исключен. Здесь после возведения фундамента обязательно начинается процесс его усадки, который может занимать долгое время. Если использовать сварочное соединение, то оно может попросту не выдержать возникающих сторонних усилий, и разрушиться.

Это приведет к нарушению целостности конструкции, а также к потере жесткости. Вязка обеспечивает подвижное соединение прутков. Здесь они могут свободно перемещаться в пространстве в зависимости от состояния грунта.

Вязка арматуры – очень важный этап в процессе получения железобетона, и именно от того, насколько качественно будет выполнена данная работа, зависят характеристики данного композиционного материала.

1

В строительстве часто используются бетонные конструкции, потому что они весьма устойчивы при нагрузках на сжатие. Однако такого же заключения нельзя сделать, если говорить о сопротивляемости подобных изделий напряжениям растяжения, и, для того чтобы улучшить это свойство, бетон следует армировать. Заливая раствором специальный каркас, сделанный из арматуры, получают железобетон.

Правда, кто-то может утверждать, что укреплять его неактуально, так как растягивающие напряжения редко действуют. Но это мнение ошибочно, ведь если взять, например, бетонную балку и попытаться согнуть ее, то с внутренней стороны она будет сжиматься, а вот с внешней уже растягиваться. Соответственно, возникает вероятность разрушения. И вот как раз армирование значительно улучшает характеристики железобетона, тем самым увеличивая его срок службы. Вся конструкция становится более надежной благодаря увеличению зоны сжатия, а также активному сопротивлению разнообразным нагрузкам.

Для вязки арматуры в основном используют металлические стержни, реже встречаются изделия из других достаточно прочных материалов, которые способны выдержать большое давление. Соединяют их между собой так, чтобы получилась сетка. Во время застывания раствор расширяется и более плотно прилегает к находящимся в объеме прутам, таким образом получается весьма надежное соединение. Именно поэтому ни в коем случае нельзя в качестве армирующих элементов использовать полые конструкции, так как в этом случае они попросту сплющатся под давлением и не будут достаточно плотно прилегать к бетону .

Вообще, каждому начинающему мастеру, даже если он возводит свой собственный дом, а не работает на коммерческом объекте, желательно прочитать общепринятые нормативные документы для строительства, когда планируется вязка арматуры, СНиП 52-01-2003, например. Это позволит даже без глубоких профессиональных навыков хотя бы правильно подобрать материалы и получить надежный каркас для заливки бетоном.

Если говорить о фундаменте дома, то в этом случае подойдут пруты, сделанные из базальтоволокна и стекловолокна. Они относятся к композиционным материалам и отличаются великолепной прочностью, при этом работать с таким намного проще, так как она легче металлической. Еще ее неоспоримым достоинством является неподверженность коррозии, так что очень актуально применять ее в обводненной среде.

Что же насчет размеров стержней, они тоже имеют огромное значение и напрямую влияют на прочность каркаса. Берутся прутья сечением более шести миллиметров и длиной не менее шести метров. Диаметр же проволоки для вязки арматуры обычно находится от 0,8 до 1,2 мм. Если планируется делать соединения с помощью специальных хомутов, то их диаметр составляет до четырех сантиметров. Кроме того, арматура может быть различной по конструкции. На сегодняшний день представлена гладкая, с разными насечками, ребрами или же гранями. Все они пользуются популярностью, однако стоит учитывать, что гладкая поверхность будет обладать куда меньшей степенью адгезии с бетоном по сравнению с неровной.

2

Многие задаются вопросом, что же лучше – вязать арматуру или варить? В принципе, второй вариант вполне приемлем для создания каркаса, ведь, по сути, так образуется неразрывное соединение, и может даже показаться на первый взгляд, что такой способ будет более надежным. Однако это не совсем так. Специалисты особенно не рекомендуют соединять таким путем . Во-первых, сварочные швы более подвержены коррозии. Во-вторых, при такой конструкции продольная арматура обладает меньшей прочностью при воздействии растягивающих напряжений. В-третьих, необходимо специальное оборудование. Ну и, в-четвертых, нужно нанимать профессионального сварщика, конечно, если сами не обладаете подобными навыками. Так что данный процесс весьма затруднителен.

Помните, очень важно, чтобы стержни были отлично зафиксированы и не изменяли своего пространственного положения. Этого можно добиться, используя высококачественную обожженную проволоку, так как она великолепно гнется, обладает таким свойством, как тягучесть, и плотно прилегает к арматуре. Так полученные узлы будут крепкими, надежными, и, соответственно, данными характеристиками будет обладать и сам каркас.

3

В принципе, этот процесс не столь сложный, и справиться с ним сможет практически каждый, особенно если грамотно подобрать инструмент для вязки арматуры. Итак, если вязать прутья с помощью стальной проволоки, нам понадобится болгарка, которой можно сразу разрезать моток на куски нужной длины. Конечно же, никто не запрещает резать ножницами по металлу, но тогда данный этап работ сильно затянется. А так нужно просто взять проволоку, согнуть ее в толстый пучок так, чтобы получились отрезки определенной длины, и места сгиба отрезать болгаркой.

Скручивается же она обыкновенными пассатижами либо с помощью крючка. Во втором случае работа будет намного легче и пойдет куда быстрее. Если есть желание вообще механизировать процесс, тогда следует приобрести специальный строительный винтовой вязальный крюк. Кардинально же изменить положение дел сможет электроинструмент, например, с помощью обыкновенного шуруповерта также возможно вязание арматуры, причем физическую силу в этом случае прикладывать практически не надо, достаточно просто нажать на кнопку. Существует и профессиональный пистолет для вязки, однако, он весьма дорогостоящий, так что, если вы не намерены зарабатывать таким способом на жизнь, то покупать его нет смысла.

4

Существует несколько способов соединения арматуры проволокой. Так, можно делать скрутки с помощью плоскогубцев, тогда необходимо взять кусок проволоки (его длина обычно составляет около тридцати сантиметров), согнуть его пополам и закинуть петлю вокруг прутьев. Скрутив концы, вы получите достаточно неплохое соединение. Правда, данный способ очень трудоемкий. Рассмотрим, какова схема вязки арматуры вязальным крючком. Кстати говоря, его можно как приобрести в магазине, так и сделать самостоятельно из проволоки или же сварочного электрода диаметром 4 см.

Чтобы автоматизировать процесс, следует такой крюк просто вставить в патрон шуруповерта, и тогда вращательные движения будут воспроизводиться простым нажатием кнопки.

Вариант №1. Перегнув проволоку пополам, сгибаем ее на одну треть от петли вокруг пальца и накидываем на место соединения прутов. Затем, набросив петлю на крючок, делаем скрутку, при этом второй конец необходимо тянуть на себя. После того как все надежно зафиксировано, вынимаем крюк, а концы загибаем, если же они оказались чересчур длинными, тогда следует их обрезать ножницами по металлу. При этом учтите, недостаточная длина проволоки или же малое количество оборотов негативно отразятся на прочности соединения.

Вариант №2 . В этом случае скрутка будет более надежной. Сложив проволоку все также пополам, необходимо прислонить ее к арматуре снизу. Затем, загнув на себя, скручиваем с помощью того же крючка. Вполне достаточно сделать всего 4 оборота.

Вариант №3 . Как и в предыдущих схемах, делаем петлю и заводим ее под арматурой, а затем захватываем крючком. При этом другой конец следует перегнуть через крюк таким образом, чтобы образовалась еще одна петля и крутим.

Помните, только разобравшись с тем, как правильно связать арматуру, можно рассчитывать на качественную железобетонную конструкцию. Если вы впервые приступаете к этой операции, не стесняйтесь показать полученный вариант кому-нибудь более опытному, пусть даже на форуме в интернете. Лучше выслушать конструктивную критику и советы, чем пожинать плоды разрушенной ж/б конструкции в будущем.

Опытные строители знают, что от правильно выбранной схемы армирующего каркаса для создания ленточного фундамента, и правильности проведения монтажа напрямую зависит прочность основания под стены дома. В этой конструкции четко распределены все, так сказать, «обязанности» составляющих её элементов. Так, арматура принимает на себя деформирующие линейные напряжения, возникающую не только от тяжести стен, но и от перепадов температур, а бетонная часть конструкции предотвращает ее сжатие. Таким образом, в комплексе эти материалы создают надежную опору для стен.

Вязка арматуры под ленточный фундамент является оптимальным вариантом скрепления металлического «костяка» железобетонной конструкции. Такое соединение, сохраняя заданные линейные и пространственные формы каркаса, тем не менее оставляет возможность несколько «балансировать» при застывании бетона и набора им марочной прочности, принимая оптимальное положение при воздействии возникающих нагрузок. Если же сделать скелет фундамента жестким, то есть скрепить арматуру сваркой, то даже при незначительной усадке грунта или под давлением стен дома бетонная часть конструкции может начать разрушаться, так как при застывании раствора не произошло оптимального сдвига деталей каркаса и в, казалось бы, прочной монолитной плите сохраняются значительные внутренние напряжения.