Хранение топлива на нефтебазе. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов

На современных НПЗ и предприятиях топливного профиля активно используются специальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Именно эти емкости обеспечивают количественную и качественную сохранность. Прочитав эту статью, вы узнаете о существующих разновидностях подобных хранилищ.

Классификация резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов

В зависимости от места расположения все существующие на сегодняшний день емкости можно подразделить на:

  • подводные;
  • подземные;
  • наземные.

Кроме того, в зависимости от материала, используемого для производства емкостей, их можно классифицировать на синтетические, железобетонные и металлические. Самыми востребованными из всех перечисленных выше категорий считаются наземные и подземные металлические резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов (фото будет приложено чуть ниже). Эти устойчивые к химическому и коррозийному воздействию емкости должны быть достаточно герметичными, чтобы обеспечивать сохранность продукции.

Как устроены такие емкости?

Все подобные хранилища обязательно должны иметь днище, корпус и крышу. Кроме того, емкости дополнительно оснащаются маршевыми лестницами, люками разного предназначения, ограждениями, стойками, деталями жесткости и прочими элементами. Большая часть небольших которых не превышает 50 кубометров, производится в заводских условиях. Уже в процессе монтажа их доукомплектовывают необходимым эксплуатационным оборудованием.

Остальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, размеры которых не позволяют транспортировать их в собранном виде, доставляются к месту установки в виде отдельных готовых элементов (сборные) или в рулонах с недостающими деталями монтажа. К этой категории относятся вертикальные металлические емкости, объем которых составляет до 100 тысяч кубометров.

Невозможно обойти вниманием и крышу таких хранилищ. Сооружение резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов подразумевает установку плавающей, дышащей или стационарной крыши. В процессе выбора этого важнейшего элемента необходимо учитывать не только объем емкости, но и особенности хранящегося в ней продукта, а также климатические условия местности, в которой она будет установлена.

Стальные вертикальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов

ГОСТ 31385-2008 устанавливает основные требования к проектированию, производству, установке и тестированию таких емкостей. Вертикальные хранилища характеризуются наибольшей вместительностью по сравнению с прочими аналогами. Объем таких емкостей варьируется в пределах 400-50 000 кубометров. Для формирования их стенок используется особая с полистовым или рулонным расположением. Необходимая степень жесткости готовой конструкции достигается за счет наличия Подобным хранилищам подходит несколько разновидностей крыши, включая понтонную, плавающую, сферическую, коническую и плоскую.

Кроме всего прочего, такие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов дополнительно укомплектовываются приемно-раздаточными патрубками, несколькими клапанами и вспомогательными люками. Чтобы уменьшить потери нефтепродуктов вследствие испарения, хранилища производят из термоизоляционных материалов.

Основные особенности горизонтальных емкостей

Такие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов отличаются меньшей вместительностью. Они могут быть установлены на земле или на особых бетонных опорах. Кроме того, их разрешается вкапывать в землю на глубину не более 1,2 метра.

Довольно часто такие емкости используют не только для хранения, но и для транспортировки нефти на значительные дистанции. Для перевозки резервуары устанавливаются на специальные железнодорожные платформы. Изготавливаются такие хранилища из стальных листов, соединяемых посредством сварочных швов. Подобные емкости имеют цилиндрическое, конусное или плоское днище. Дополнительно их укомплектовывают патрубками для выдачи, горловинами для заливки, смотровыми окнами и клапанами.

Пластиковые емкости: возможно ли это?

Относительно недавно появились пластиковые резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Они имеют квадратную форму, существенно облегчающую процесс транспортировки, и отличаются малой вместимостью. Это объясняется небольшой прочностью стенок, для изготовления которых используется особая разновидность пластика. Объем таких хранилищ не превышает пяти кубометров, поэтому они малопригодны для применения в промышленных масштабах. Чтобы придать стенкам большую прочность, их армируют с наружной стороны. Подобные емкости оснащаются только клапанами давления, патрубками для выдачи и горловинами для заливки. Отсутствие необходимости в наличии смотровых окон объясняется тем, что для производства таких хранилищ используется светлый полупрозрачный пластик.

Конструкционные особенности подземных резервуаров

Двустенные подземные емкости используются для хранения и выдачи ГСМ. Максимальная долговечность и надежность таких резервуаров обеспечиваются за счет того, что пространство, образовавшееся между наружной и внутренней стенками, заполнено жидкостью, имеющей более низкую плотность, чем у хранимых веществ. Чтобы предотвратить возможное появление воздушной пробки, резервуары укомплектовываются дыхательными клапанами. Наружные стенки емкости покрыты двухкомпонентной полиуретановой диэлектрической антикоррозийной краской.

Стальные двустенные подземные емкости соответствуют всем общепринятым стандартам, поэтому их на протяжении многих десятков лет активно используют для хранения жидкостей, способных нанести вред грунтовым водам.

Какие емкости для хранения нефтепродуктов используются на современных АЗС?

Практически все оборудованы стальными цистернами для хранения топливных материалов. Сами резервуары могут располагаться как над, так и под землей. Одной из важнейших проблем, которой озабочено руководство всех современных АЗС, является вопрос минимизации потерь в процессе хранения горючего. Большая часть потерь происходит вследствие испарения, во многом зависящего от конструкционных особенностей емкостей и от температуры в них. Именно потому сегодня все чаще на заправках можно увидеть подземные хранилища, обеспечивающие более стабильный температурный режим и позволяющие максимально сократить испарение топлива. Использование таких резервуаров не только улучшает финансовые показатели, но и благотворно отражается на экологической обстановке в прилегающем к АЗС районе.

6.1. Хранение нефтепродуктов в резервуарах осуществляется в соответствии с требованиями стандартов. Выбор резервуара обосновывается технико-экономическими расчетами в зависимости от характеристик нефтепродукта, условий эксплуатации, с учетом максимального снижения потерь нефтепродукта от испарения при хранении.

6.2. Нефтепродукты каждой марки должны храниться в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах. Особое внимание при эксплуатации резервуаров должно быть уделено техническому состоянию резервуаров (герметичность, толщина стенки и днища резервуара, отклонения наружного контура днища от горизонтали и образующих стенки резервуара от вертикали) и установленного на резервуарах оборудования, а также устройств молниезащиты и по защите от статического электричества.

6.3. Для хранения бензинов с целью сокращения потерь от испарения следует применять резервуары с защитными покрытиями (понтонами, плавающими крышами и др.) или оборудованные газовой обвязкой.
Не допускается хранить авиационные бензины в резервуарах, оборудованных плавающими крышами.

6.4. На нефтебазах, наливных и перекачивающих станциях должны быть составлены технологические схемы с отображением всех трубопроводов, запорно-регулирующего оборудования, контрольно-измерительных приборов, насосов, заглушек, продувочных кранов, компенсаторов, приемо-раздаточных устройств с присвоением номера каждому элементу технологической схемы.

6.5. Все изменения, произведенные в резервуарных парках, насосных установках, трубопроводных, коммуникациях, расположении арматуры, должны вноситься в технологическую схему и доводиться до сведения обслуживающего персонала нефтебазы. Изменение действующих технологических схем без соответствующего согласования запрещается.

6.6. Резервуары должны иметь исправные запорные устройства и люки с прокладками, стойкими к нефтепродуктам и обеспечивающими герметичность.

6.7. Измерение массы, уровня и отбор проб нефтепродуктов в резервуарах, эксплуатирующихся с избыточным давлением, должны осуществляться без нарушения герметичности газового пространства с помощью измерительных устройств и сниженных пробоотборников, предусмотренных проектами и допущенных к использованию в установленном порядке.

6.8. Для сокращения потерь от испарения нефтепродуктов необходимо:
обеспечить полную герметизацию крыши;
поддерживать давление в резервуаре, равное проектному;
осуществлять перекачку легко испаряющихся нефтепродуктов из резервуара в резервуар только при крайней необходимости, по возможности, в ночное время;
максимально заполнять резервуар при хранении легкоиспаряющихся нефтепродуктов;
окрашивать наружную поверхность резервуара лучеотражающими светлыми эмалями и красками;
применять теплоизоляцию поверхности резервуара, предназначенного для хранения застывающих нефтепродуктов.

6.9. Эксплуатация и обслуживание понтонов производится в соответствии с технической документацией на понтоны и инструкциями по их эксплуатации.

6.10. Производительность наполнения и опорожнения резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных , а также предохранительных клапанов или вентиляционных патрубков.

6.11. При наполнении и опорожнении резервуаров с металлическими понтонами или плавающими крышами скорость подъема и опускания понтона или плавающей крыши не должна превышать для резервуаров:
700 м3 и менее - 3,5 м/ч;
более 700 м3 - 6 м/ч.
При этом скорость сдвига (вращение по горизонтали) понтона или плавающей крыши для резервуаров 700 м3 и менее не должна превышать 2,5 м/ч.
Допустимая скорость подъема понтонов из синтетических материалов должна быть указана в технической документации на понтон.

6.12. При хранении нефтепродуктов в резервуарах не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды (порядка 25 мм от днища резервуара).

6.13. При отрицательных температурах следует по мере необходимости сливать подтоварную воду из резервуара, а сифонный кран промывать хранящимся нефтепродуктом и поворачивать в боковое положение.

6.14. Застывающие нефтепродукты должны храниться в резервуарах, оборудованных теплоизоляцией и средствами обогрева, обеспечивающими сохранение качества нефтепродуктов и пожарную безопасность.

6.15. При оснащении резервуарных парков газоуравнительной системой (ГУС) запрещается объединять ею резервуары с авиационными и автомобильными, а также с этилированными и неэтилированными бензинами.

6.16. Для обеспечения эффективной работы ГУС необходимо:
обеспечить синхронность процесса наполнения и опорожнения резервуаров по времени и производительности;
поддерживать полную герметичность системы;
регулярно осматривать и подтягивать фланцевые соединения, проверять исправность дыхательной арматуры резервуара;
систематически спускать конденсат из трубопроводов газовой обвязки в сборник с дальнейшей его откачкой;
утеплять дренажные устройства и в зимнее время предохранять их от снежных заносов.

6.17. При необходимости вывода из эксплуатации резервуара, включенного в ГУС, или заполнения его нефтепродуктом другого сорта следует отключить его от газовой обвязки, закрыв задвижку на газопроводе.

6.18. При смене марок нефтепродуктов подготовка к заполнению резервуаров должна соответствовать требованиям стандарта.

6.19. Территория резервуарного парка своевременно очищается от мусора, сухой травы и листьев. Места разлива нефтепродуктов следует зачищать путем снятия слоя земли до глубины, на 1-2 см превышающей глубину проникновения нефтепродуктов в грунт. Загрязненный нефтепродуктами грунт удаляют в специально отведенное место, а образовавшуюся выемку засыпают свежим грунтом или песком.
Запрещается складировать горючие материалы на территории резервуарного парка. Ямы и траншеи, вырытые при ремонтах, должны быть ограждены, а в ночное время - освещены. По окончании работ эти ямы должны быть засыпаны.

6.20. Подогрев вязких и застывающих нефтепродуктов производят при проведении технологических операций по приему, отпуску и регенерации нефтепродуктов с целью увеличения их текучести и уменьшения гидравлического сопротивления при перекачке.

6.21. Температура подогрева нефтепродуктов в резервуарах не должна превышать 90°С и должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродуктов в закрытом тигле не менее чем на 35°С. За температурой подогрева нефтепродуктов должен быть установлен постоянный контроль.

6.22. Для подогрева используют водяной насыщенный пар, перегретую промтеплофикационную воду или электроэнергию.

6.23. Конструкции подогревателей различаются в зависимости от назначения и принципа действия. В основном рекомендуется использовать подогреватели следующих типов:
стационарные и переносные;
общие и местные;
трубчатые, циркуляционного подогрева;
паровые, электрические и др.

6.24. Подогреватели предназначены для обеспечения бесперебойного круглогодичного приема и отпуска вязких нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 45°С.

6.25. Для подогрева вязких нефтепродуктов в вертикальных резервуарах используются, как правило, стандартные секционные трубчатые подогреватели, а в горизонтальных резервуарах - змеевиковые подогреватели.

6.26. Подогреватели должны:
обеспечивать подогрев вязких нефтепродуктов или поддержание оптимальной температуры для необходимой производительности перекачки;
обеспечивать экономное расходование пара и электроэнергии;
быть технически исправными, простыми в монтаже и ремонте.

6.27. Вязкие нефтепродукты подогревают в железнодорожных цистернах и в резервуарах до температуры, при которой обеспечиваются минимальные затраты на подогрев и перекачку. Выбор исходных данных для определения оптимальной температуры подогрева зависит от конкретных условий слива-налива, температуры нефтепродукта и окружающей среды, а также от свойств нефтепродукта и т.п.

6.28. При самотечном сливе-наливе нефтепродуктов оптимальная температура подогрева определяется исходя из условий обеспечения слива-налива железнодорожных и автомобильных цистерн, судов в установленные сроки.

6.29. При принудительном сливе и наливе оптимальная температура подогрева выбирается, исходя из условия обеспечения всасывания насоса и минимальных затрат на подогрев и перекачку.

6.30. За оптимальную температуру подогрева нефтепродукта при наливе автоцистерн принимается такая температура, при которой слив его в пункте назначения возможен без подогрева.

6.31. При комбинированном способе подогрева оптимальной температурой подогрева считается такая, которая обеспечивает самотечное заполнение транспортных средств в установленное время (при суточной реализации данного вида нефтепродукта более 3 т).

6.32. При нагреве нефтепродукта с помощью стационарных секционных пароподогревателей давление насыщенного пара не должно превышать 0,4 МПа, а с помощью переносных - 0,3 МПа.

6.33. В экстренных случаях, при необходимости подогрева высоковязких нефтепродуктов (главным образом топочных мазутов в железнодорожных цистернах и нефтеналивных судах) допускается их подогрев "острым паром". В этих случаях насыщенный водяной пар инжектируется через перфорированные трубы непосредственно в нефтепродукт и конденсируется, сообщая ему необходимое тепло.
Обводненный нефтепродукт в дальнейшем должен подвергаться обезвоживанию.

6.34. Подогрев нефтепродуктов в резервуарах насыщенным паром или перегретой водой осуществляется стационарными или переносными подогревателями, а также устройствами циркуляционного подогрева и размыва.

6.35. Для слива вязких нефтепродуктов из железнодорожных цистерн предпочтителен циркуляционный способ подогрева с использованием специальных стационарных теплообменников, установленных за пределами железнодорожной эстакады. При применении переносных пароподогревателей целесообразно предусматривать коллектор насыщенного пара с отводами к каждой цистерне. На отводах обязательна установка запорной арматуры.

6.36. Во избежание гидравлических ударов пароподогреватели перед пуском в них пара должны быть освобождены от воды (конденсата). Пуск пара осуществляют путем постепенного и плавного открытия паропропускных вентилей. При пуске пара в змеевики резервуаров все трубки для выпуска конденсата должны быть открыты.

6.37. С целью контроля за герметичностью пароподогревателей и предотвращения обводнения нефтепродукта необходимо постоянно наблюдать за чистотой вытекающего конденсата.

6.38. Конденсат от пароподогревателей, имеющий удовлетворительное качество, необходимо возвращать на внутрибазовые сети конденсаторов.
Загрязненный конденсат, очистка которого невозможна, следует охлаждать с последующим сбросом в производственную канализацию.

6.39. Основными технологическими операциями с применением электроподогрева на нефтебазах являются:
слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, перекачка нефтепродуктов по трубопроводам;
хранение нефтепродуктов в резервуарах;
налив нефтепродуктов в автоцистерны, бочки и т.д.

6.40. Для подогрева вязких нефтепродуктов при сливе из железнодорожных вагонов-цистерн применяют специальные подогревающие устройства.

6.41. При комплексном электроподогреве фронт слива вязких нефтепродуктов оснащают грелками железнодорожными и установками нижнего слива с электроподогревом. Слив производится в следующем порядке:
через люк в цистерну погружают грелку железнодорожную и после полного погружения и раскладывания секций включают ее;
к патрубку нижнего сливного прибора цистерны присоединяют установку нижнего слива с электроподогревом;
открывают сливной прибор цистерны, при заполнении которого нефтепродуктом включают обогрев установки нижнего слива с помощью гибких электронагревателей;
при уровне нефтепродукта 600-700 мм над электрогрелкой слив временно прекращают, отключают обогрев установки нижнего слива и гибкие нагреватели, обогревающие трубопроводы;
остаток нефтепродукта разогревают до температуры, обеспечивающей его полный слив без последующей зачистки цистерны;
остаток нефтепродукта сливают с выключенной грелкой, но с включенными нагревателями установки нижнего слива и гибкими нагревателями, обогревающими трубопроводы.

6.42. Подогрев нефтепродуктов может осуществляться следующими способами: общий, местный и комбинированный электроподогрев нефтепродуктов.
Выбор способа подогрева зависит от расчетной температуры окружающего воздуха, марки нефтепродукта, объема реализации его в холодное время года, типа и способа установки резервуара.
За расчетную температуру окружающего воздуха принимают среднюю температуру наиболее холодной пятидневки.

6.43. Общий электроподогрев применяют, если объем суточной реализации нефтепродукта равен или больше 30-процентной вместимости резервуара. При этом подогревают весь объем нефтепродукта и поддерживают заданную температуру в процессе хранения.

6.44. Местный способ электроподогрева характеризуется тем, что нефтепродукт подогревают в ограниченном объеме в специальной нагревательной камере, оборудованной в резервуаре. Объем камер принимают равным объему суточной или односменной реализации нефтепродукта.
Вязкие нефтепродукты при объеме реализации не более 1-2 т в сутки достаточно подогревать грелкой (трубкой выходного потока).

6.45. Комбинированный способ заключается в том, что нефтепродукт сначала подогревают в основном резервуаре до температуры, обеспечивающей самотечный переток в промежуточный резервуар.
Промежуточный резервуар заполняют по соединительному обогреваемому трубопроводу. Для ускорения заполнения диаметр соединительного трубопровода должен быть не менее 250 мм. Промежуточный резервуар оборудуется общим электроподогревом. Заполнение промежуточного резервуара может быть непрерывным или периодическим.
Объем промежуточных резервуаров принимается равным максимальной суточной реализации нефтепродукта Промежуточный резервуар должен быть теплоизолирован.
Комбинированный способ целесообразно применять при суточной реализации данного нефтепродукта более 3 т.

6.46. Для подогрева нефтепродуктов в резервуарах применяют специальные подогревающие устройства.

6.47. Для разогрева или компенсации теплопотерь трубопроводов и различного технологического оборудования применяют нагревательные гибкие ленточные элементы.

6.48. Гибкие нагреватели должен обслуживать слесарь-электрик, прошедший инструктаж по охране труда при работах, связанных с обслуживанием электронагревательного оборудования.
Персонал, обслуживающий средства комплексного электроподогрева вязких нефтепродуктов, должен знать схему питания нагревателей и схему регулирования температуры; строго соблюдать режим работы нагревателя, не допуская превышения заданной температуры, знать и соблюдать правила охраны труда, уметь определять неполадки в работе нагревателя.

6.49. Во время работы системы электроподогрева обслуживающий персонал следит за температурой с помощью приборов регулирования и контроля, не допуская перегрева, при обнаружении неисправностей в системе электронагревателя немедленно принять меры по их устранению.
В случае перегрева или других неисправностей должно быть немедленно отключено электропитание.
Включение электроподогрева допускается только после полного устранения неисправностей.

6.50. При эксплуатации систем электроподогрева запрещается:
производить работы на установке, находящейся под напряжением, за исключением особых случаев, связанных с контрольно-измерительными и поверочными операциями;
включать погружные нагреватели без блокировочного устройства;
включать нагревательные устройства с сопротивлением изоляции ниже нормы;
производить электромонтажные работы без средств защиты от атмосферных осадков;
включать нагревательные устройства без защитного заземления, включать неисправную систему электроподогрева и нагреватели с нарушенными герметизирующими покрытиями или изоляцией выводов;
ремонтировать, сматывать и устанавливать гибкие ленточные нагреватели, находящиеся под напряжением.

6.51. В зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов для их обезвоживания применяют отстаивание, отстаивание с подогревом, отстаивание с подогревом и с использованием деэмульгаторов, продувку воздухом, выпаривание под давлением или под вакуумом, центрифугирование.

6.52. Наиболее эффективным способом обезвоживания высоковязких мазутов является термохимический способ обезвоживания в резервуарах с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ) - деэмульгаторов.
Наиболее эффективным деэмульгатором для обезвоживания мазутов и мазутных зачисток является кальцинированная сода. Зачистки - это отходы нефтепродуктов, которые образуются в результате очистки и отмывки резервуаров и транспортных емкостей (резервуаров, речных и морских нефтеналивных судов, железнодорожных цистерн).

6.53. Отстой воды и загрязнений (механических примесей) в смазочных маслах и мазутах эффективен только при нагреве до 70-90°С. При нагреве выше 100°С возможно вскипание воды, находящейся в нефтепродукте.
Отстой необходимо производить при выключенных подогревателях.

6.54. Обезвоживание масел отстоем при повышенной температуре можно применять не для всех сортов масел, т.к. при высоких температурах кислотное число может повыситься сверх нормы. Запрещается обезвоживание (осветление) этим методом масел типа трансформаторных и турбинных.

6.55. Обезвоживание масел продувкой воздухом можно применять по соответствующей инструкции в тех случаях, когда кислотное число выше 0,15 мг КОН на 1 г масла.

6.56. Для обезвоживания нефтепродуктов на предприятии необходимо иметь специальное оборудование - отстойники периодического действия, вертикальные цилиндрические резервуары с коническим дном, горизонтальные с промежуточными ярусами, с наклонными перегородками, вертикальные с коническими тарелками, многоярусные с промывкой осадка и др.

6.57. Хранение нефтепродуктов в таре осуществляют в специально оборудованных складских зданиях, под навесом и на открытых площадках. Способ хранения принимают в зависимости от климатических условий, физико-химических свойств хранимых нефтепродуктов, вида тары.
Хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов с температурой вспышки 45° С и ниже, а также нефтепродуктов в деревянной таре на открытых площадках не допускается.
Хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов под навесом может быть допущено в исключительных случаях при соответствующем обосновании. Вид тары для хранения нефтепродукта должен соответствовать требованиям стандарта.

6.58. Горючие нефтепродукты в таре допускается хранить в одноэтажных подземных сооружениях. На предприятиях IIIв категории с общим объемом резервуаров до 20000 куб.м включительно допускается хранить нефтепродукты с температурой вспышки выше 120°С в количестве до 60 м в подземных сооружениях из сгораемых материалов при условии засыпки этих сооружений слоем земли (с уплотнением) толщиной не менее 0,2 м и устройства пола из несгораемых материалов.

6.59. Предприятия, затаривающие нефтепродукты в металлические бочки, должны оснащаться автоматизированными и механизированными средствами по обработке бывшей в употреблении транспортной тары (очистка, пропарка, промывка, просушка, проверка на герметичность и окраска), а также оборудованием по производству мелкого и среднего ремонта.

6.60. Вновь изготовляемая металлическая тара должна иметь внутреннее маслобензостойкое и паростойкое защитное покрытие, обеспечивающее электростатическую искробезопасность.
Допускается по согласованию с потребителем затаривать нефтепродукты в тару разового использования, не имеющую внутреннего защитного покрытия.

6.61. После налива нефтепродуктов тара должна быть снаружи чистой и сухой, за исключением тары, покрытой консервационными смазками. Нефтепродукты, поставляемые в районы Крайнего Севера, должны упаковываться согласно стандарту.

6.62. Складские здания и площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть оснащены средствами механизации для погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.

6.63. Капитальные сооружения (хранилища) для хранения нефтепродуктов в таре должны иметь:
подъездные пути для автомобилей и механических погрузчиков;
эстакады для погрузки (выгрузки) тарных нефтепродуктов из железнодорожных вагонов;
систему вентиляции, обеспечивающую 2-3-кратный обмен воздуха;
не менее двух дверей (ворот).
Окна складских зданий (хранилищ) должны быть оборудованы металлическими решетками; стекла на солнечной стороне окрашиваются в белый цвет.
Полы в хранилищах должны быть выполнены из негорючих материалов, иметь уклоны для стока разлитых нефтепродуктов в специальные приемники.
Хранилища должны быть оборудованы средствами механизации для работ по погрузке (выгрузке), необходимыми контрольно-измерительными приборами и приспособлениями.
Стеллажи и штабеля с затаренными нефтепродуктами должны быть пронумерованы и установлены с учетом обеспечения свободного доступа к таре и применения необходимых средств механизации.
В хранилищах должна иметься следующая документация:
план хранилища со схемой размещения стеллажей и штабелей;
картотека на хранимые нефтепродукты;
инструкции для обслуживающего персонала.

6.64. Металлические бочки следует хранить в положении лежа (наливное отверстие расположено на цилиндрической образующей бочки) и стоя (отверстие расположено в дне).
Бочки укладываются в штабели не более пяти ярусов. Бочки нижнего яруса должны укладываться на деревянные подкладки толщиной не менее 100 мм.

6.65. Порожняя металлическая и деревянная тара, бывшая в употреблении и загрязненная нефтепродуктами, должна храниться на открытых площадках.
Количество ярусов порожних бочек по высоте - не более четырех. Горловины бочек должны быть закрыты пробками, а у бочек со съемным дном должна быть приклеена прокладка, установлены съемное дно и стяжной обруч.

6.66. Складские помещения, в которых нормами технологического проектирования температура внутреннего воздуха не нормируется или допускается ниже 0°С, могут не отапливаться.

6.67. Электротехнические установки и осветительная сеть в складских помещениях должны отвечать требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ).
Не допускается транзитная открытая прокладка проводов и кабелей через складские, помещения.

6.68. Погрузку и выгрузку грузов, поступающих железнодорожным и автомобильным транспортом, выполняют на закрытых, с навесом или открытых грузовых платформах исходя из требований технологии хранения грузов и защиты их от атмосферных воздействий.
Длина и ширина грузовых платформ для выгрузки и погрузки тарных нефтепродуктов в железнодорожный и автомобильный транспорт должны соответствовать грузообороту, вместимости хранилища, а также габаритам применяемых транспортных средств.

6.69. В тарных хранилищах запрещается отпускать нефтепродукты, хранить укупорочные материалы, пустую тару и другие посторонние предметы. Вокруг тарного хранилища необходимо иметь отмостки и водоотводные каналы с уклоном для стока воды. Водоотводные лотки, трубы, отмостки должны содержаться исправными и периодически очищаться.

6.70. Тарные хранилища должны ежесуточно осматриваться ответственным работником нефтебазы. При осмотре проверяется состояние укупорки тары. При наличии течи принимаются меры к ее устранению.

Важнейшая особенность предприятий транспортирования, хранения и сбыта нефти - их органическая связь с нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью, с одной стороны, и потребителями, с другой стороны. Она во многом определяет характер организации производственных процессов на предприятиях трубопроводного транспорта и нефтегазового хозяйства.

Поставка нефти на переработку производится преимущественно по нефтепроводам и только незначительная часть поставляется в железнодорожных цистернах.

Из общего количества производимых на нефтеперерабатывающих заводах продуктов около 67% доставляются потребителям по железной дороге, 9% - автотранспортом и 7% - водным путем. На долю продуктопроводов (для автобензинов, керосинов, дизельного топлива) приходится 17 % общего объема поставок, что явно недостаточно при относительно небольшом количестве предприятий нефтепереработки в стране.

Основной производственный процесс на трубопроводах обеспечивает транспортирование нефти, на перевалочных нефтебазах - перегрузку нефтетоваров, на распределительных нефтебазах - хранение и реализацию нефтепродуктов. Организация основного производства обусловливается различными факторами.

На нефтепроводах основной производственный процесс обеспечивает транспортирование нефти из района добычи на нефтеперерабатывающие заводы, на железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также на экспорт.

Задача продуктопровода заключается в транспортировании нефтепродуктов из района производства в район потребления (до наливных станций или нефтебаз).

Основной производственный процесс нефтебаз направлен на обеспечение потребителей нефтепродуктами в необходимом количестве и в установленные сроки.

Наиболее распространены на предприятиях транспортирования, хранения и сбыта нефти механизированные процессы: машинно-ручные или чисто машинные (например, перекачка нефти при ручном управлении перекачивающим агрегатом и при автоматизированном управлении).

Для нефтебаз, автомобильных заправочных станций (АЗС) и ряда других объектов в связи с периодичностью их работы (процессы приема, внутрибазовая перекачка, выдача нефтепродуктов, зачистка резервуаров, замер уровня хранения нефти и нефтепродуктов и т.д.) характерны периодические (циклические) процессы.

Для предприятий по перекачке нефти характерны непрерывные производственные процессы.

Процессы на магистральных трубопроводах значительно разобщены в пространстве. В процессе перекачки нефти одноименные производственные операции производятся на объектах, отдаленных один от другого на сотни тысяч километров. Однако эти процессы обычно совмещаются по времени. От этого во многом зависит продолжительность производственного процесса.

В зависимости от организационной сложности производственный процесс по транспортированию нефти может включать следующие рабочие процессы: подготовку трубопровода к перекачке нефти, запуск агрегатов, контроль за перекачкой.

Производственный процесс на нефтебазах состоит из следующих рабочих процессов: прием нефтегрузов, внутрибазовые перекачки продукции, контроль за хранением, зачистка резервуаров, выдача нефтепродуктов.

На предприятиях транспортирования, хранения и сбыта нефти организация производственного процесса включает комплекс мероприятий, направленных на более полное использование пропускной способности трубопровода и мощности нефтебаз с целью улучшения на этой основе технико-экономических показателей работы трубопроводного транспорта и нефтебазового хозяйства.

Характер организации производственного процесса во времени на предприятиях транспортирования, хранения и сбыта нефти влияет на такие показатели, как продолжительность пребывания нефтепродуктов на нефтебазе, оборачиваемость оборотных средств, оборачиваемость нефти и нефтепродуктов через резервуарные парки, себестоимость хранения нефтетоваров, средние остатки оборотных средств и т.д.

Выбор формы организации производства на предприятиях нефтегазотранспорта и хранения во многом определяется количеством перекачиваемых (хранимых) нефтетоваров в единицу времени, а также наличных средств перекачки и хранения (например, одна или две нитки трубопровода, имеющийся резервуарный парк, сливо-наливные средства и т.д.). Важным фактором для выбора организации производства на нефтебазах и продуктопроводах является ассортимент хранимых или перекачиваемых нефтепродуктов.

На трубопроводах и нефтебазах, так же как и на других предприятиях нефтяной промышленности, при организации производственного процесса различают последовательную, параллельную и смешанную формы сочетания операций. Так, если у потребителя имеется одна сливоналивная установка, то слив железнодорожных цистерн будет производиться последовательно. При наличии одной автомобильной заправочной колонки заправка автомобилей также будет осуществляться последовательно. Если имеется одна нитка трубопровода, то различные нефтепродукты перекачиваются последовательно.

Особенности производственного процесса различных предприятий транспортирования, хранения и сбыта нефти определяют их производственную структуру.

Производственная структура предприятий трубопроводного транспорта и нефтебазового хозяйства зависит от многих факторов (диаметра и протяженности нефтепровода, числа и мощности перекачивающих станций, уровня автоматизации производственных процессов).

На нефтебазах производственная структура определяется мощностью нефтебазы, ее производственно-хозяйственным назначением, транспортными связями, степенью специализации и кооперирования с другими нефтебазами.

Таким образом, в связи с особенностями производственно-хозяйственной деятельности различных предприятий нефтегазоснабжения производственная структура их весьма разнообразна. Правильный анализ основных производственных процессов предприятия и условий их размещения дает возможность установить их рациональную производственную структуру.

Транспортирование нефти и некоторых видов нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам организуется нефтепроводными и продуктопроводными управлениями. В задачу этих управлений входит обеспечение непрерывной и надежной поставки продукции на нефтеперерабатывающие заводы, крупным потребителям, на экспорт и другие нужды с учетом рационального использования мощности трубопроводных магистралей, сохранения качества и снижения потерь нефти и нефтепродуктов.

Нефтепродуктопроводы подразделяются на следующие основные группы.

1. Магистральные трубопроводы - самостоятельные хозрасчетные предприятия. Они предназначаются для перекачки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы, железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также для транспортирования нефтепродуктов из районов их производства (с НПЗ) в районы потребления (до наливных станций или перевалочных нефтебаз).

2. Трубопроводы внутрихозяйственного назначения. К этой группе относятся коммуникации нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз, потребителей и автозаправочных станций.

3. Трубопроводы местного значения. Сюда относятся подводящие нефтепромысловые трубопроводы небольшой протяженности, предназначенные для подвода нефти от нефтепромыслов к головным сооружениям магистральных нефтепроводов и к нефтебазам. На рис.11 показана производственная структура нефтепроводного предприятия (управления).

Рис.11. Типовая производственная структура нефтепроводного управления

Производственная структура нефтебазы зависит от ее назначения, размеров емкостей, количества и особенностей работы потребителей, неравномерности потребления нефтепродуктов и видов транспортных связей нефтебазы (рис.12).

Исходя из организации нефтеснабжения в стране нефтебазы подразделяется по их целевому назначению и характеру оперативной деятельности на следующие основные типы:

1) нефтепромысловые и нефтезаводские (товарно-сырьевые парки);

2) перевалочные нефтебазы федерального, республиканского и областного (краевого) значения, являющиеся промежуточными звеньями между потребителями нефти и нефтепродуктов;

3) экспортные перевалочные нефтебазы;

4) нефтебазы сезонного регулирования;

5) распределительные нефтебазы.


Рис.12. Типовая производственная структура перевалочно-распределительной нефтебазы

Кроме того, нефтебазы распределяются по размеру емкости, особенностям реализации, видам транспорта и ряду других признаков. В зависимости от характера производственно-хозяйственной деятельности нефтебаз, их размера, места размещения и транспортных связей изменяется и производственная структура нефтебаз, включая цехи, службы, производственные участки и рабочие места.

К основным резервам повышения эффективности процесса транспорта, хранения, сбыта нефти и нефтепродуктов относятся прежде всего:

увеличение объемов транспортирования нефтепродуктов по трубопроводам;

более широкое использование трубопроводов больших диаметров;

современное определение действительной потребности в нефти и нефтепродуктах предприятий и организаций народного хозяйства;

выявление всех возможных источников покрытия указанной потребности и своевременное распределение ресурсов по отраслям и отдельным предприятиям;

повышение эффективности транспортно-экономических связей по нефти и нефтепродуктам путем рационального прикрепления потребителей поставщикам, разработка оптимальных планов нефтеснабжения с широким применением математических методов и электронно-вычислительной техники;

создание автоматизированной системы управления нефтеснабжением;

рациональное использование основных фондов, ускорение оборачиваемости нефтетоваров в системе транспорта и хранения, сохранение высокого качества реализуемой продукции и снижение ее потерь до минимума.

В совершенствовании производственного процесса на нефтебазах важную роль играют более рациональное использование энергетических ресурсов, улучшение теплоснабжения, совершенствование системы ремонтов и т.д.

Важнейший резерв - внедрение рыночных отношений в сбыте нефти и нефтепродуктов.

Вопросы для самоконтроля

1 . Особенность предприятия транспортирования, хранения и сбыта нефти.

2. Характеристика основных процессов на трубопроводах, нефтебазах.

3. Производственная структура нефтепроводного управления.

4. Основные резервы повышения эффективности процесса транспорта, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов.

Тест

1. Какой орган решает вопрос об отзыве банковской лицензии?

А. -Арбитражный суд;

Б. +Банк России;

В. -суд общей юрисдикции;

Г. -Лицензионная Палата;

Д. -Ассоциация кредитных организаций.

2. Какие виды лицензий на осуществление банковских операций могут быть выданы вновь созданному банку?

А. -Лицензия на осуществление банковских операций со средствами физических лиц в рублях;

Б. +Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

В. -Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

Г. -Все перечисленные;

Д. -Ни одна из перечисленных.

  1. Обязанность платить налоги - …

А. +конституционная обязанность;

Б. -гражданская обязанность;

В. -процессуальная обязанность.

  1. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются…

А. -Конституционным судом РФ;

Б. +в пользу налогоплательщика;

В. -в пользу Российской Федерации.

  1. Налог – это…

А. -платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

Б. +обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

В. -индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в любой форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

  1. Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

А. +федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы;

Б. -федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

В. -федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, налоги и сборы свободных экономических зон РФ.

  1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в…

А. -вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);

Б. +вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;

В. -Конституционный суд РФ.

  1. В юриспруденции налоговое право составляет подотрасль…

А. +финансового права;

Б. -гражданского права;

В. -гражданско-процессуального права.

  1. Какой принцип предпринимательского права гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности:

А. принцип законности;

Б. принцип свободы

В. принцип единства эконом. Пространства

Г. принцип многообразия форм собственности

Д. принцип поддержания конкуренции

10. Каким законом не регулируется предпринимательская деятельность:

А. О судебной системе РФ;

Б. О финансовой аренде;

В. О защите прав потребителей;

Г. О некоммерческих организациях;

Д. О несостоятельности (банкротстве).

11. Что из перечисленного входит в группу объектов предпринимательского права:

Б. действия обязанных лиц;

В. собственная деятельность субъектов права;

Г. неимущественные блага;

Д. все ответы верны.

12. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью по достижении:

13. Индивидуальный предприниматель - это:

А. Гражданин, имеющий право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в этом качестве;

Б. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних нужд;

В. Гражданин, занимающейся любой разрешенной законом экономической деятельностью, направленной на извлечение прибыли;

Г. Гражданин, являющийся учредителем юридического лица;

Д. Все ответы не правильны.

14. Что входит в обязанности предпринимателя:

А. заниматься внешнеэкономической деятельностью;

Б. распоряжаться прибылью предприятия;

В. нанимать и увольнять работников;

Г. полностью рассчитываться со всеми работниками;

Д. образовывать объединения предпринимателей.

15. Какой из способов создания субъектов предпринимательского права

говорит что для этого необходимо распоряжение компетентного госооргана

А. учредительный способ;

Б. договорно-учредительный способ;

В. учредительно-распорядительный способ;

Г. нормативно-явочный.

16. Имеет ли право физическое лицо заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

А. нет, не имеет права;

Б. да, имеет право;

В. да, но лишь при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Г. да, но лишь по решению органов исполнительной власти.

17. Допускается ли применение аналогии закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением предпринимательской деятельности:

А. только к области финансового права;

Б. только к области административного права;

В. нет, не допускается;

Г. да, но лишь к отношениям, регулируемым гражданским правом.

18. В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством:

применяются правила гражданского законодательства РФ;

А. применяются правила международного договора;

Б. применяются правила гражданского законодательства РФ или международного договора по решению суда;

В. вопрос не урегулирован законодательством.

19. С какого момента считается, что юридическое лицо прекратило свое существование?

А. с момента завершения всех расчетов с кредиторами;

Б. с момента составления ликвидационного баланса;

В. с момента внесения записи о ликвидации в государственный реестр;

Г. с момента принятия решения учредителями о ликвидации юридического лица.

Д. все варианты неверны

20. Какие документы необходимы для создания закрытого акционерного общества?

А. а) только устав;

Б. б) только учредительный договор;

В. в) устав и договор о создании общества;

Г. г) только решение собрания акционеров.

Хранение нефтепродуктов осуществляется в наземных и подземных металлических резервуарах и таре, отвечающих требованиям ГОСТ 1510 – 84.

Резервуары оснащены заливными, сливными, замерными устройствами, смотровыми колодцами и дыхательными клапанами. Резервуары для хранения масел могут быть оснащены системой подогрева.

Для уменьшения испарения нефтепродуктов следует:

Поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;

Отрегулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;

Оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

Герметично закрывать сливные, замерные и другие устройства;

Не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке машин;

Сливать нефтепродукты из цистерн только с применением быстроразъёмных герметичных муфт МС-1.

Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150 – 200 мм ниже предельного.

При приёме, отпуске и хранении нефтепродуктов неизбежны их потери, которые не могут быть устранены при современном уровне технологии и оборудования. Эти потери, обусловленные испарением нефтепродуктов, нормируются по специальным нормам.

В нормы естественной убыли не включаются потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, оборудования, потери при аварийных ситуациях, разливах и утечках нефтепродуктов.

Нормы естественной убыли дифференцированы в зависимости от вида технологических операций, вида нефтепродуктов, времени года и климатической зоны, в которой находится склад ГСМ. Для 2-й климатической зоны, в которой расположена Оренбургская область, эти нормы приведены в таблице 14.2. При этом осенне – зимний период считается с 1 октября по 31 марта, весенне – летний - с 1 апреля по 30 сентября.

Таблица 14.2 – Нормы естественной убыли нефтепродуктов

Группа нефте-продук-тов Естественная убыль, кг/т
Хранение в резер-вуарах до 1 мес. Отпуск через АЗС Отпуск через автоэстакаду Приём из ж/д цистерн
лето зима лето зима лето зима лето зима
0,213 0,213 0,4 0,36 0,19 0,07 0,41 0,24
0,044 0,038 0,02 0,01 0,02 0,01 0,036 0,032
0,007 0,007 0,02 0,01 0,02 0,01 0,013 0,013
0,042 0,042 - - - - 0,078 0,078

Группы нефтепродуктов:

1 - бензины автомобильные;

4 – дизельное топливо марок "Зимнее" и "Арктическое";

5 – дизельное топливо, кроме "Зимнего" и "Арктического";

6 – смазочные масла, мазуты, смазки.

Если температура нефтепродуктов при приеме составляет от 21 0 С до 30 0 С, естественная убыль при приёме исчисляется по нормам для весенне-летнего периода, увеличенным в 1,5 раза. При температуре нефтепродуктов выше 31 0 С нормы убыли при приёме увеличиваются в 2 раза. Если в осенне-зимний период температура нефтепродуктов при их приёме составляет от 11 0 С до 20 0 С, осенне-зимние нормы увеличиваются в 1,5 раза.

При хранении бензинов в резервуарах более 1 месяца (если за это время не было поступления в данный резервуар), начиная со второго месяца хранения, нормы составляют (кг/т): 0,1 (летняя) и 0,05 (зимняя).

В нормах естественной убыли для АЗС учтены все потери при приёме из резервного парка, хранении в раздаточных емкостях и отпуске.

Для заглубленных резервуаров при хранении бензинов в течении всего года принята норма естественной убыли для наземных резервуаров в осенне-зимний период, уменьшенная в 1,5 раза.

Нормы естественной убыли являются предельно допустимыми и применяются только при фактических недостачах нефтепродуктов. Списание нефтепродуктов в пределах этих норм до установления факта недостачи запрещается.