Фаянсовая посуда. Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики

История возникновения фаянса

В итальянском регионе Тоскана есть город, известный всему миру своими фаянсовыми изделиями . Город с населением 50 тыс. человек по-итальянски так и называется — Фаэнца(Faenza), что по-русски означает Фаянс . Более полусотни мастеров, получивших образование и профессию в местном Институте керамического искусства, производят в городе художественные изделия из керамики.

Производство керамических изделий восходит здесь к XIV столетию. К началу 1900-х годов слава города облетела уже многие страны, и в 1908-м в Фаэнце был торжественно открыт Международный керамического искусства, в котором помимо местных мастеров представлены произведения художников-керамистов из других областей Италии и из стран Европы и мира.

Как отметил, выступая в местном муниципалитете, мэр Фаэнцы Пальмиро Ди Мариа, в этом музее собраны керамические изделия всемирного значения, и музей является главным центром культурной деятельности города.

Изделия керамистов Фаэнцы отличаются большим разнообразием и по форме, и по материалу. В музее они выставляют лишь наиболее удачные образцы своей продукции, принося их из своих мастерских, в которых работают как по собственному вдохновению, так и по заказам, поступающим от горожан и от посетителей города, приезжающих сюда из многих стран мира. В музее выставлены также современные керамические изделия, выполненные Пикассо, Матиссом, Шагалом, Кокто, Лежё и другими знаменитыми художниками.

История керамических росписей

История керамических росписей в Фаэнце восходит к любовным приключениям в XV веке главы этого города Галеотто Манфреди. Глава Флоренции Лоренцо Медичи для установления добрых отношений между Фаэнцей, которая административно входила в тогдашнюю территорию Тосканской области, и Болоньей решил примирить эти два города, выдав дочь главы Болоньи Франческу за Галеотто Манфреди.

Но у этого синьора была любовница, некая Кассандра Павоне, дочь нотариуса из Феррары, и молодой супруг не был намерен отказываться от ее амурных услуг после женитьбы Он привез ее в Фаэнцу и поместил в местный монастырь, в отдельную келью, под именем сестра Бенедетта.

Любовная связь с ней молодого мужа довела Франческу до умопомрачения, и однажды, 31 марта 1488 года, она в припадке отчаяния собственноручно лишила его жизни. История убийства Галеотто Манфреди стала достоянием городских масс, которые встали на сторону убитого и его любовницы.

Все это могло бы остаться в анналах истории, но фамилия любовницы Галеотто была, как сказано, Павоне, а по-итальянски это означает «павлин». С тех пор павлиний хвост и павлиньи перья стали в Фаэнце одним из традиционных керамических изделий.

При входе в Международный музей керамики в Фаэнце открыт для бесплатного посещения зал мастерских керамического искусства. Экспозиция всех мастерских, участвующих в проекте (а их, как уже было сказано, более 50), позволяет дать разнообразное представление о керамическом производстве в Фаэнце.

В основе фаянса лежит пластическая с примесью мелкого песка, гипса и мела. Стенки такой посуды, в отличие от фарфоровой, полностью непрозрачны, более толсты и абсолютно «немузыкальны». Но фаянс хорошо сдерживает тепло и не реагирует на кислоты.


Название Фаэнца (Фаянс ) постепенно распространилось на обозначение вообще всех итальянских изделий из этой разновидности белой глины. Они различаются по сложности изготовления. Наиболее простые хозяйственная утварь: кружки, умывальники, посуда для повседневного использования — делаются из поливного фаянса на гончарных станках.

Вручную лепятся посудные ручки, носики для чайников и различные . После предварительного обжига изделие становится более твердым. Но требуется вторичный обжиг, и изделие становится дороже.

Вазы, блюда, художественная посуда и другие украшения из легкоплавкой глинистой массы фаянса отличаются от прочих изделий (изразцов, черепицы, облицовочной плитки) только тщательностью и художественным характером обработки.

Главное внимание обращается на изящество формы с последующим наложением цветных и белых рисунков и окончательной отделкой кистью. Этот способ в Италии называется пастильяджо (pastigliaggio).

Эмалированный фаянс производился в XVI-XVIII столетиях для столовых сервизов и художественных . В настоящее время он почти не употребляется для столовых сервизов и производится только как подобие старых итальянских фаэнцам для различных украшений и для выделки цветных и белых изразцов.

Способ этот не допускает исправления рисунка, потому что при любом касании кисти краска моментально впитывается, поэтому требуется большой навык и уверенность в знании рисунка. Неудобство этой живописи вознаграждается прочностью окраски и мягкостью полученного рисунка.

Окрашивания по обожженной поливе зародилось в XVIII столетии, и этот способ вследствие удобства при раскраске посуды вошел во всеобщее употребление.

Посетители зала мастерских керамического искусства при Международном музее керамического искусства в Фаэнце могут ознакомиться с образцами изделий местных мастеров и даже заказать копии понравившихся им предметов.

Но культурная жизнь Фаэнцы не ограничивается экспозициями музея керамики. В городе интенсивно развивается культурная жизнь благодаря присутствию многочисленных туристов из различных стран. Работают два театра — театр Мазини и Дом Театра (Casa del Teatro).

Открыт художественный музей Pinacoteca, в котором представлены произведения не только местных художников, но и таких авторов, как Донателло, Пальмедзано, Досси и др.

Наиболее представительные выставки провинции, например Сельскохозяйственная ярмарка, располагаются в Провинциальном ярмарочном центре. Коммунальная библиотека насчитывает 400 тыс. томов. Во Дворце экспозиций размещаются наиболее престижные выставки искусства и культуры.

Но внимание посетителей из других стран не могут не привлечь такие объекты, как кафедральный собор XV века на площади Свободы (Piazza della Liberta), а за ним — Дворец епископа, построенный в XII веке. Во дворце Подеста, бывшем помещении коммунальной магистратуры, открыт зал многофункциональной культуры.

В палаццо Мильцетти, одном из архитектурных зданий эпохи итальянской неоклассики (1792-1805), представлены наиболее эксклюзивные образцы темперной живописи, В Государственном архиве можно увидеть такой старинный документ, как пергамент 979 гида. Город Фаэнца живет активной культурной жизнью.

– родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и . Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок и .

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.
Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.


Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей , подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.


При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.
Технологические параметры:
  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.
Художественные особенности:
  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.
Ценовые качества:
  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Фаянсовая посуда уже на протяжении многих лет пользуется огромной популярностью, а все благодаря тому, что она хорошо выглядит и имеет демократичную цену. Многие путают фаянс с фарфором, так как оба эти материала очень напоминают друг друга, но это лишь в том случае, если оценивать их исключительно визуально. Как же не ошибиться при выборе посуды и изделий из фаянса?

Фаянс: что это?

Прежде всего следует знать о том, что и фаянс, и фарфор являются разновидностями керамики, представляющей из себя материал, который получается вследствие спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Если точнее, то керамика состоит из глины, каолина, отощающих материалов и плавней. Соотношение составляющих керамики и будет определять ее вид. К примеру, фарфор считается тонким видом керамики. Основными составляющими материала считаются каолин (глина), кварц и полевой шпат.

Фаянсовый сервиз

Особенностью фарфора считается равномерная структура (поры напрочь отсутствуют) и идеальный белый цвет. Кроме того, изделия из этого материала частично просвечиваются на свету. Фарфор является абсолютно водонепроницаемым материалом.

Что касается фаянса, то основная часть его состава (а это около 85%) представлена глиной, а все остальное - минеральными добавками. Именно такой состав фаянса делает его структуру неравномерной - фаянсовая посуда, если присмотреться к ней внимательно, будет иметь небольшие поры. Изготавливают фаянс путем отжига под воздействием умеренной температуры. Существуют такие виды фаянса:

  1. Глиноземный: состоит из глины и кварца (как вариант - обожженного кремня).
  2. Известковый: в состав входит глина и доломит (мел). Такой фаянс обжигают при низких температурах.
  3. Шамотный: состоит из глины и шамота.
  4. Полешпатовый: в состав входит глина и полевой шпат. Вся фаянсовая посуда производится из этого материала.

Кроме того, фаянс, который в основном состоит из глины, способен поглощать влагу. По этой причине изделия из такого материала покрывают глазурью, обладающей водоотталкивающими свойствами.

Особенности посуды

Фаянс - это материал, который применялся в качестве сырья для изготовления посуды со времен Древнего Египта (примерно пятое тысячелетие до нашей эры). Фаянс, изготавливаемый в древние времена, мало напоминал современный материал, так как он состоял из железа, гальки и соды.

В России фаянс стал известен не ранее шестнадцатого века. В то время изделия из этого материала массово производились в Италии и Франции. В России центром производства изделий из фаянса считалась фабрика имени Гребенщикова, находящаяся в Москве. Также великолепные изделия производились мастерами Товарищества Кузнецова. Их отличительной чертой была рельефность, а также рисунки синего цвета и позолота.

Посуда представлена в основном тарелками и чашками, которые можно без труда отыскать в каждом доме. Кроме того, такая посуда закупается для заведений общественного питания.

Черепок фаянса при близком рассмотрении отличается пористостью и хрупкостью, сочетающейся с плотностью. Если взять тонкую тарелку, изготовленную из фаянса, и рассмотреть ее на свету, то она окажется абсолютно непрозрачной. Что касается фарфора, который стоит в разы дороже фаянса, то он обладает частичной просвечиваемостью. Если легко ударить по фаянсу каким-нибудь металлическим предметом, к примеру, ложкой, то можно будет услышать нечеткий приглушенный звук. Такая особенность фаянсовых изделий объясняется тем, что они обжигаются под воздействием низкой температуры. Что касается прочности, то несмотря на свою плотность, фаянсовая посуда уступает в этом параметре посуде из фарфора.

Фаянсовый горшочек для меда

Посуда, изготовленная из фаянса, обладает такими преимуществами:

  • она существует в большом количестве вариаций: глубокие и мелкие тарелки, пиалы для десерта, селедочницы, салатники, соусники, перечницы, солянки, молочники, чайники, чашки, кружки и многие другое;
  • посуда имеет доступную цену;
  • красивый дизайн, а все потому, что такая посуда покрывается глазурью и украшается росписью;
  • практичность делает посуду подходящей для ежедневного использования;
  • фаянс отлично сохраняет тепло, поэтому горячие блюда, помещенные в посуду из него, долго не остывают;
  • посуда из фаянса устойчива к воздействию абразивов и моющих средств;
  • такую посуду без труда можно хранить, так как тарелки можно ставить друг в друга, не беспокоясь о том, что они повредятся;
  • технология обработки посуды способствует ее легкому очищению от грязи и жира.

Фаянсовая посуда послужит отличным подарком для друзей и близких, поскольку она имеет привлекательный внешний вид и доступную цену.

Однако приобретать посуду и из фаянса стоит в специализированных магазинах и торговых точках, а не в местах стихийной торговли или «с рук».

Несмотря на свою распространенность, посуда требует особого подхода к выбору и уходу. Задумываясь о покупке изделий из фаянса, прежде всего следует обращать внимание на магазины, где продаются сертифицированные изделия. Ни в коем случае нельзя приобретать посуду с рук или в несанкционированных местах торговли. Все дело в том, что некачественные изделия не только быстро потеряют свою привлекательность, но и могут быть опасными для здоровья потребителя.

Посуда, изготовленная из фаянса, требует бережного ухода:

  1. Хотя бы раз в год изделия из фаянса следует прокаливать. Это можно сделать в домашних условиях – нужно подготовить холодную воду, положить в нее известь и саму посуду. Все следует прокипятить на медленном огне.
  2. Мыть тарелки из фаянса можно с применением пищевой соды. Такой прием позволит вернуть изделиям белизну.
  3. Нельзя мыть посуду в очень горячей воде и допускать воздействия контрастных температур.

Если на фаянсовой посуде образовались трещины, то ее нельзя больше эксплуатировать. Все дело в том, что в микротрещинах могут размножаться вредоносные бактерии. Кроме того, есть мнение, что хранение дома сколотой посуды неблагоприятно влияет на его энергетику.

Многие люди используют в быту изделия, сделанные из разных видов керамики. Но не многие смогут в точности определить, что это за вид. Наиболее популярные виды керамики - фаянс и фарфор. Например, из мягкого фарфора делают художественно - декоративные изделия, из твердого - посуду, керамические электроизоляторы, радио- и электротехнические детали, сантехнику. Фаянс используют для производства облицовочной плитки, посуды и сантехники.

В этой статье мы попробуем разобраться, почему именно эти виды керамики стали настолько популярными и самое главное научим Вас отличать фаянс от фарфора.

Начнем с фарфора. Фарфор - это изделие из тонкой керамики. Он характеризируется высокой непроницаемостью по отношению к воде, стойкий к химическим веществам и высоким температурам. Плюс ко всему имеет электроизоляционные свойства и стойкий к механическим воздействиям.

Для получения фарфора используют каолин, глину, кварц, полевой шпат и костяную золу. Получают изделия с помощью высокотемпературного обжига (до 1450 ℃). Как уже было сказано, различают твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор беднее по составу и поэтому для получения фарфора, необходимой плотности, повышают температуру обжига. Твердый фарфор более прочный, чем мягкий. Именно поэтому мягкий фарфор используется для получения художественно-декоративных изделий (скульптуры, сувенирная продукция) и посуды, а твердый для санитарно - технического оборудования.

Фаянс такого же цвета, что и фарфор - белого. Для его производства применяется аналогичное с фарфором сырье, но технология совершенно другая. Температура обжига немного ниже, чем при отжиге фарфора (до 1280 ℃). Ниже она, потому что фаянс не такой твердый как фарфор.

Фаянс более пористый и показатель водопоглащение намного выше. Поэтому его покрывают тонким слоем водонепроницаемой глазури, чтобы изделие при эксплуатации не впитывало влагу и запахи.

Фаянс и фарфор - главные отличия

Несколько способов, которые помогут Вам отличить фаянс от фарфора:

  1. По звуку. Фарфор более звонкий. Слегка постучите по изделию. Если Вы услышали ясный и звонкий звук - это фарфор, низкий и глухой звук показатель фаянсового изделия.
  2. По просвечиваемости. Поднесите изделие на свет. Если изделие просвечивается - это фарфор, если нет - фаянс.
  3. Визуальный осмотр. Посмотрите на донышко изделия. Если Вы видите, что оно слегка шероховатое - скорее всего это фарфор. Глянцевая поверхность свидетельствует о том, что изделие из фаянса.
  4. Фарфор на порядок дороже фаянса. Поэтому из фарфора чаще всего делают разные статуэтки, вазы, сувениры, а из фаянса - предметы быта.
  5. Фаянсовые изделия имеют теплопроводность ниже, чем фарфоровые. Если это изделие, к примеру, чашка, то если налить туда горячий напиток, ручка чашки останется холодной.
Таблица отличий фарфора от фаянса

Показатель

Фарфор Фаянс
Звук Звонкий, ясный Низкий, глухой
Просвечиваемость Присутствует Отсутствует
Характер поверхности Шероховатое донышко Глянцевое донышко
Стоимость Выше Ниже
Теплопроводность Выше Ниже
Пористость Отсутствует Присутствует
Водопоглащение Ниже Выше
Прочность Выше Ниже

Какие же изделия лучше, из фарфора или фаянса? Изделия из фарфора всегда дороже. Этот материал тверже и прослужит намного дольше, чем фаянс. Фарфор не имеет пор, в отличие от фаянса. Фаянс на изломе может быть пористым. Поэтому, если со временем на фаянсовой посуде появляются трещины, такую посуду лучше не использовать. Внутри этих трещин активно будут развиваться бактерии, которые пагубно влияют на человеческий организм.

Если у Вас есть возможность, конечно, лучше приобрести фарфоровое изделие, но если нет, то при выборе изделия из фаянса важно обращать внимание на производителя и на внешний вид (изделие не должно иметь дефекты).

Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.

Разбираемся с формулировками

От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.

По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.

Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики , имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.

К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.

Общие признаки и свойства

– основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.

Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.

Китай – родина фарфора

Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина . Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.

На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.

Различие в химическом составе и правилах обжига

Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.

Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.

Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C . В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18% . Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.

Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.

Служит безотказно уже тысячи лет

Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.