Санитарно-гигиенические требования к школьному спортивному залу. Физкультурный зал - площадь и оформление согласно сп Высота потолка в тренажерном зале нормы

Спортивный зал — это оборудованное определенным образом здание или часть здания, назначение которого — учебно-спортивная работа и соревнования. Проектирование спортзала должно учитывать множество факторов.

Виды спортивных залов

От назначения зала зависит его размер, форма, конструктивные особенности. Обычно выделяют два вида спортивных залов: специализированный и универсальный. Предназначение специализированного спортивного зала — конкретный вид деятельности. Наиболее распространенным типом спортивного зала является зал с оборудованием, предназначенный для занятий спортивной гимнастикой, и игровой зал с площадками для баскетбола и волейбола. Универсальные спортивные залы позволяют одновременно или попеременно заниматься несколькими видами спорта. Универсальные залы обычно бывают трех типов: большой, средний и малый. Площадь спортивного зала прямоугольной формы рассчитывается исходя из конкретных значений длины и ширины зала. Величина длины большого спортивного зала 42 м, среднего — 36 м, малого — 30 м, соответственно, значение ширины большого спортивного зала 24 м, среднего и малого — 18 м.

Площадь обычного тренажерного зала рассчитывается следующим образом: на одного человека выделяется от 5-6 м², для аэробного зала — 2 м² на каждого занимающегося. Учитываются туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, помещение для персонала. Обычно минимальные габариты спортивного клуба лежат в диапазоне от 140 до 250 м², все зависит от числа потенциальных посетителей и количества тренажеров. Оптимальной площадью считается около 200 м² — на такой площади можно спокойно разместить самые популярные тренажеры. Слишком маленький размер потребует исключения некоторых тренажеров, поэтому придется более тщательно продумывать комплектацию зала. Можно продумать специализацию зала — определиться с контингентом посетителей. Обычно на один силовой тренажер расходуется от 5 м² (а лучше 7 м²), для кардиотренажера — от 9 м² (эллипсоид, беговая дорожка). Для компактного кардиотренажера — около 4 м² (велотренажер, степпер). Площадь любых фитнес-зон может быть больше, если имеется свободное пространство.

Хорошая вентиляция играет огромное значение при любой величине спортивного зала . Важно избегать застаивания воздуха для создания комфортных условий для занимающихся. Спертый воздух, сквозняк, душное помещение могут вызвать неприятные ощущения и ухудшение самочувствия. Отработанный воздух, насыщенный углекислым газом, должен удаляться, в помещение должен подаваться чистый воздух, необходимо избегать сквозняков.

Школьные спортивные залы

Школьные уроки физкультуры имеют не меньшее значение, чем любые другие предметы. Подавляющее большинство школьных предметов развивает умственные способности. Физкультура же позволяет развивать тело и дух. Ребенку требуется движение — это биологическая особенность растущего организма, которая позволяет ему нормально формироваться и развиваться. Школьные спортивные залы относятся к универсальным вследствие разнообразия форм и содержания практических занятий на уроках. Помимо физкультурно-оздоровительных занятий и тренировок универсальный спортивный зал может вмещать локальные соревнования, массовые мероприятия, танцы.

Существуют регламенты, которые прописаны в специальном документе о санитарно-гигиенических требованиях, — их необходимо учитывать во время оборудования спортивного зала. К сожалению, в России многие учебные заведения не соблюдают данные регламенты, что ставит под угрозу здоровье и безопасность учащихся.

Лучшее расположение для спортивного зала — первый этаж, где также должен быть отдельный блок с выходом на открытую спортзону. Принята следующая структура спортивного зала: по две душевые и раздевалки, два туалета, комната для оборудования, для учителя. После переодевания учащиеся должны сразу попадать на занятие, не пересекаясь с посторонними людьми.

Аренда спортивных залов в СПБ

Все залы

Размеры спортивных залов определенным образом нормируются для обеспечения наиболее эффективного учебно-тренировочного процесса и поддержания определенного физико-химического состояния воздуха. Размеры спортивного зала и их число зависят от количества обучающихся. Если число классов в школе варьируется от 8 до 20, площадь спортивного зала должна составлять 162 м². При наличии 20-30 классов — 288 м², от 40 классов — два зала (144 и 288 м²). Если в школе 50 классов, площадь большого спортивного зала должна быть 450 м², маленького спортивного зала — 144 м². Как правило, назначения маленьких спортивных залов — занятия с учащимися начальных классов.

Спортивные залы достаточных размеров обеспечивают оптимальную площадь для занятий, необходимый объем воздуха и безопасность занятий. Поэтому важно учитывать и количество занимающихся в зале: цифра рассчитывается следующим образом: от 4 м² площади помещения и от 18-20 м³ объема зала на каждого ученика. Рассчитать оптимальную высоту для спортивного зала можно исходя из общих размеров пространства, ее значение должно быть от 4,8-6 м.

В зале обязательно должна быть хорошая вентиляция. Если ее недостаточно, а размеры зала малы, то содержание углекислоты в воздухе сильно превысит норму, возрастет содержание пыли и микробов. Для воздухообмена необходимо в перерывах между уроками проветривать помещение.

В идеале окна в спортзале располагаются с двух сторон для хорошего освещения и возможности сквозного проветривания. Может совмещаться искусственное и естественное освещение. Оконные стекла обычно ограждаются сетками или решетками для того, чтобы обеспечить безопасность учащихся.

Оптимальный воздушно-тепловой режим: влажность 30-50%, движение воздуха 0,06-0,25 м/с, температура 15-17 °С. Создание оптимального микроклимата за счет грамотно подобранных габаритов спортивного зала — очень важная задача. Подбираются системы отопления и вентиляции, за счет чего можно соблюсти основные гигиенические требования.

Физкультурный зал преимущественно размещается в отдельно стоящем корпусе, на первом этаже, с организованным отдельным выходом на открытую спортивную площадку. Общепринятая конструкция школьного спортзала имеет следующую планировку: кабинет преподавателя, комната для оборудования, 2 раздевалки, 2 душевые зоны, 2 туалета, сам спортивный зал. Все помещения должны быть расположены так, чтобы занимающиеся и тренера не мешали друг другу и другим пространствам школы. Обычно зал в школе один, но этот момент может быть скорректирован в зависимости от количества учащихся в образовательном учреждении. Также могут выбираться и размеры спортзала, исходя из расчёта пропускной способности, принимаемой как 11 кв.м. (и не менее 4 м2) на 1 школьника. При этом площадь физкультурного зала должна быть не менее 140 м2, даже если существующие помещения находятся на реконструкции. Площадь физкультурного зала для групповых занятий по общей физической подготовке и игр с мячом должна насчитывать:

162 кв.м. / 216 м2 (9x18 / 12x18 метров) при наличии в школе 8 – 20 классов;
- 288 кв.м. (12x24 метра) при наличии в школе 20 – 30 классов;
- 2 зала: 144 + 288 кв.м. при наличии в школе 40 классов;
- 2 зала: 144 + 450 м2 при наличии в школе 50 классов.

Спортзал площадью 144 кв.м. может использоваться только для проведения физкультуры в начальных классах. Требования к необходимым размерам пространств для спорта в школах обусловлены не просто нормами для организации спортивных занятий, но и оптимальным объёмом воздуха для занимающихся и правилами безопасности. Высота от пола до потолка зависит от общих размеров пространства и должна быть не менее 4,8 – 6 метров.


Окна желательно располагать по обеим длинным сторонам спортобъекта. Это создаёт все условия для достаточного уровня освещения и помогает в проветривании, так как можно открыть форточки и обеспечить сквозную вытяжку между уроками. Освещение комбинируется из естественного и искусственных источников. Второй вариант представлен разными видами ламп, наименьшая освещенность находится в диапазоне 100 – 400 лк, в зависимости от вида спорта, под который предназначается зал. Свет важно, чтобы распространялся равномерно по всему периметру помещения и оставался приятным зрению независимо от времени суток. Проектирование физкультурных залов должно осуществляться согласно требованиям СНиП 23-05, СП 31-110 и СНиП 3.05.06. Оконные стекла следует оснастить решетками и сетками для улучшения условий безопасности.

Цветовое решение зала играет немаловажную роль для учащихся, поэтому необходимо применять только чистые контрастные цвета, например: пол – желтый, а стены – голубые; пол – красно-коричневый, а стены – зеленые и т.д. Выбранные оттенки должны совпадать по характеру с функциональным назначением спортивного объекта. Правильное сочетание цветов может одновременно активизировать человека, не раздражая его, и выдерживать в состоянии эмоционального покоя. Поэтому красный или оранжевый цвета не рекомендуется использовать при оформлении спортзала для длительных тренировок, игр или соревнований.


Температура воздуха в физкультурно-оздоровительном крытом сооружении, в холодный сезон года, удерживается в районе 18°C при степени влажности в 30 – 60 %. Системы отопления и вентиляции предусматриваются в обязательном порядке заранее и устанавливаются с учётом норм СНиП 41-01.

Полы спортивных залов могут быть выполнены из или дерева. Выбор покрытия следует осуществлять точно понимая назначение спортсооружения по видам спорта. Физкультурные школьные спортзалы рекомендуется обустраивать с толщиной системы от 37 до 39 мм. Покупая напольное покрытие из дерева важно оценить амортизационные качества, компенсирующие нагрузку на мышцы связок и голеностопа занимающихся.


Оборудование залов должно учитывать половые и возрастные особенности школьников. Оно должно поддерживаться в исправном состоянии и постоянно обслуживаться. Ни в коем случае нельзя допускать захламленность помещения инвентарём или оборудованием, так как это может в разы повысить риск учащения травмоопасных ситуаций. Конструкция элементов должна соответствовать нормам экологичности и безопасности. В арсенале преподавателя необходимо наличие как универсальных, общих, так и узкоспециализированных предметов: шведские стенки, мячи, брусья, скакалки, маты, гимнастические козел и/или конь, скамьи, теннисные столы и т.д. Разнообразие элементов позволит сделать занятия по физкультуре более интересными, учащимся предоставит возможность проявить себя в разных видах спорта, а преподавателю обеспечит полноценный подход к разностороннему спортивному воспитанию. Для хранения неиспользуемого оборудования обязательно должно быть подготовлено отдельное помещение. Полный свод правил и норм по проектированию и строительству физкультурно-спортивных залов изложен в СП 31-112-2004.

Размещение спортзала желательно на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону. Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя), все должно располагаться таким образом, чтобы школьники, переодевшись для занятия, не встречались с посторонними людьми, чтобы не нарушать настрой на занятия и сохранить чистоту спортивного сооружения.

Размеры школьного спортзала и их количество определяется числом учащихся в школе. При наличии 8-20 классов в школе должен быть зал площадью 162 метров квадратных; 20-30 классов - 288 метров квадратных; 40 классов - 2 зала (144 и 288метров квадратных); 50 классов (144 и 450 метров квадратных). Зал площадью 144 метров квадратных используется для занятий начальных классов (табл. 25).

Известно, что достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и безопасность занятий.

Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству детей, одновременно занимающихся в зале. Эта цифра должна определяться из расчета не менее 4 метров квадратных площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения на ученика.

Зал должен быть обеспечен вентиляцией с трехкратным обменом воздуха в течение часа, так чтобы на учащегося приходилось не менее 40-60 м3 чистого воздуха. Приток должен преобладать над вытяжкой.

Если размеры помещения малы, вентиляция недостаточна, то уже через 4 часа занятий содержание углекислоты в воздухе достигает 3,5 процентов (нормируется не более 0,1 процентов, оптимальная величина 0,03-0,04 процентов), содержание пыли резко возрастает (норма - не более 0,15 г/м3), содержание микробов - 26 тыс./м3.

Окна в зале желательно расположить по двум длинным сторонам, что не только создает условия для достаточного освещения, но и позволяет проводить сквозное проветривание зала в перерывах между занятиями через форточки (фрамуги) и кроме того позволяет проводить физкультурные занятия при открытых окнах (или фрамугах) в теплое время года для усиления закаливающего эффекта.

Допускается совмещение естественного и искусственного освещения. Последнее может быть представлено лампами накаливания или люминесцентными лампами, чтобы обеспечить 300 люксов на поверхности пола и 100 люксов - на баскетбольном щите, сетке; 200 люксов - на снарядах при занятиях гимнастикой. Оно должно быть равномерным по всей поверхности зала, обеспечить принятую норму независимо от времени суток, не создавать бликов, т. е. обеспечивать оптимальную работу органов зрения школьников. Оконные стекла, лампы необходимо оградить сетками или решетками для безопасности занимающихся.

Отопительные приборы должны быть утоплены в стену и закрыты решетками для создания безопасности. Оптимальный вариант - лучистое отопление потолочно-напольное.

Воздушно-тепловой режим школьных спортивных помещений подлежит гигиеническому нормированию, поскольку оказывает существенное влияние на теплообмен занимающихся (один из факторов, лимитирующих их физическую работоспособность). Оптимальная влажность - 30-50 процентов, движение воздуха - 0,06-0,25 метров в секунду (в южных районах - 0,6 метров в секунду), температура 15-17 °С в зависимости от климатической зоны.

Оборудование зала должно учитывать поло-возрастные особенности школьников, быть исправным. Исключается захламленность зала лишним оборудованием, которое увеличивает травмоопасность занятий.

Важно наличие душевых установок, водные процедуры после урока физкультуры прививают навыки личной гигиены и способствуют закаливанию.

Дополнительные сведения - пункт 4.5 "Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физкультурой и спортом в школе".

Тренажерные залы могут быть мини-формата до 150 квадратов и макро-формата от 150 квадратов и более. Какой бы вариант вы ни избрали, нужно подбирать сооружения с высоким потолком, и большими оконными проемами. Предварительно вам следует рассчитать пропускную способность вашего заведения согласно требованиям 5 м 2 на посетителя или 6 м 2 на единицу оборудования. При этом нужно предусмотреть свободное пространство для разминочных занятий.

Нормативные акты

  1. Обустройство канализации и водопроводной системы внутри вашего зала описывается СП 30.13330.2016 (свод правил принят 17 июня 2017 года). Предыдущим документом, по которому организовывались эти системы был СП 30.13330.2012 (актуализация для СНиП 2.04.01-85*). Вероятнее всего, именно этим документом руководствовались строители при возведении/реконструкции приобретенного/арендованного вами здания. Если вы нашли сооружение, "заточенное" под фитнес-услуги (ФУ), согласуйте необходимость внесения изменений с местными органами СЭС. Возможно, они не понадобятся.
  2. Освещение нужно организовывать согласно СНиП 23-05-95 (актуализирован как СП 51.3330.2011).
  3. Шум, в вашем зале должен нивелироваться согласно своду правил 51. 13330.2011 (актуализация СНиП 23-03-2003). Действует с изменениями №1 от 06.11.17 (Приказ Минстроя №770/пр от 05.05.17). ПДК описаны в таблице №1 п. 19.
  4. СП 118.13330.2012 * - актуализация для СНиПа31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), содержащая описания требований к общественным сооружениям.
  5. В таком помещении, как тренажерных зал (ТЗ) обязательно потребуется система кондиционирования, хорошее отопление и качественная вентиляция. Поможет правильно провести данные системы СНиП 41-01-2003 (в актуализации СП 60.13330.2012).
  6. Взаимоотношения между клиентом и тренажерным заведением определяются ГОСТом Р 52024-2003 по ПП №80-ст от 18.03.03.

Требования СЭС (Роспотребнадзора)

Проверки РПН (Роспотребнадзора) начинаются с требований по соблюдению:

  • ГОСТаР 52024-2003 пункта 5.2.9.1.
  • Статей 9 и 10 ФЗ РФ о ЗоПП №2300-1 .

Подробнее информацию о требованиях этих документов можно прочитать в статье о правилах оформления УП (Уголка Потребителя) и вывески.

Основным требованием в этой части является информирование клиента:

  • об оказываемых услугах, их цене, правилах предоставления;
  • о медицинских противопоказаниях;
  • ФИО тренера;
  • форме и правилах расчета за услуги.

Кроме того, клиенты информируется о правилах ТБ при получении услуг тренажерного зала, и могут получить иную дополнительную информацию. Все инструктора, работающие с клиентами, должны проходить медицинский осмотр и иметь санитарные книжки.

Требования к размещению

Организации спортивного назначения размещают как в отдельно стоящих сооружениях, так и в составе оздоровительных комплексов и даже в жилых домах (цоколь, полуподвал, при надлежащей организации вентиляции, отопления и шумоизоляции).

Требования к помещению

Рекомендуемая высота тренажерного зала 4 м и более. При обустройстве в цоколе и полуподвале жилого дома можно рассмотреть минимальную высоту в 3,5 м. Для каждого клиента должно быть выделено по 5 м 2 пространства.

Набор помещений для такого зала включает:

  1. Рецепцию, если ТЗ не является элементом более крупного спортивного комплекса.
  2. Собственно зал с тренажерами.
  3. Туалетная комната и душ раздельный для мужчин и женщин. Количество туалетных комнат определяется пропускной способностью зала. В мини-"тренажерках" достаточно 2 шт. Если помещение будет по площади более 100 м 2 , санузел обустраивается не далее, чем в 75 м от основного места локализации людей.
  4. Раздевалка предусматривает раздельные комнаты для посетителей разного пола.
  5. Помещение для хранения инвентаря для уборки. Инвентарь маркируется.
  6. Помещения для хранения белья 2 штуки (чистого и грязного), например, полотенец, если это предусмотрено.

Сам зал для занятий тоже желательно зонировать на:

  • грузо-блочную часть (силовые тренажеры);
  • зона работы со свободными весами (гири, гантели, либо штанги).

Помещение ТЗ должно хорошо проветриваться/вентилироваться, иметь отделку, соответствующую санитарным нормам (разрешенную), допускающую регулярную уборку и обработку дезинфектантами:

  • материалы подобные резине, изготовленные на заводе в виде плит либо листов от 1 см толщиной;
  • рулонные материалы для спортивных залов;
  • наливные полы на основе полиуретана.

Покрытие делают в 1-2 слоя поверх бетонной заливки. Допустимы и деревянные полы, но к ним предъявляются особые требования. При этом, если в зале предусмотрены помосты для занятий с серьезными весами, их нельзя выполнять связанно с фундаментом. Полы должны быть ровными и гладкими, без щелей и повреждений.

Стены ТЗ должны быть ровными и гладкими, как минимум на высоту 1,8 метров. Их окрашивают в светлые тона и покрывают легко моющимися материалами. Потолок покрывается не осыпающимися материалами. Освещенность в тренажерном зале выдерживается порядка 150-200 лк.

Требования к микроклимату

Любые помещения, предназначенные для занятий спортом должны быть "сухими". Влажность не должна превышать 60%. Для поддержания влажности требуется провести расчет избытка тепла при тренировке в помещении.

Если глубина зала составляет 6 метров и более, учитывают:

  • количество солнечной радиации;
  • теплоизлучение искусственных осветителей в зоне, расположенной в 6 и более метрах от оконных проемах (освещенность можно принять 200 лк);
  • выделения тепла и влаги людьми.

Таблица показывает выделения тепла и влаги человеком, которые требуется учесть:

Тепло- и влаговыделения от людей

Показатели

Количество теплоты (Вт) и влаги (г/ч) при температуре, °C

Состояние покоя

Теплота явная

Теплота полная

При легкой работе

Теплота явная

Теплота полная

При работе средней тяжести

Теплота явная

Теплота полная

При тяжелой работе

Теплота явная

Теплота полная

Свежий воздух должен поступать:

  • в помещение спортзала из расчета 80 кубов/час на клиента (как минимум) с соотношением приток:вытяжка-2:3;
  • в туалетных комнатах при раздевальне - 50 м 3 /ч на 1 унитаз/писсуар.

Кратность воздухообмена в помещении раздевальни должна быть от 1,5 кубов, в душе не менее 5 кубов. Температурный режим:

  • в раздевальне и душевых в пределах - 22-25 о С;
  • в туалетных комнатах при раздевальнях - 20 о С;
  • в зале для выполнения тяжелых физических упражнений, к каковым относят и ТЗ - 16-18 о С;
  • вестибюль, рецепция - 20-22 о С.

Если зал универсален и в нем проводятся и другие виды занятий, нужно предусмотреть его прогрев в ускоренном режиме. Такие требования выдвигают серьезные запросы к вытяжке и обогреву зала.

Требования к системе отопления и вентиляция

Согласно СП 60.13330.2012 система отопления может быть:

  • воздушная (п.п. 7.1.14 ,7.1.15 и 7.1.16);
  • электрическая или работающая на газу газовая либо с температурой поверхности до 150°С (п.п. 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) либо с высокотемпературным излучателем (п.п. 5.8, 6.2.9, 6.4.11, 6.4.12);
  • водно-радиаторная, водяная с панелями, конвекторами либо гладкими трубами с температурой источника тепла до 150°С;
  • с нагревателями в полах и стенах встроенного типа, работающими как водяная система (п. п.6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8).

Последний вариант считается лучшим. Но чаще используется обычными водяными радиаторами/конвекторами.

Все отопители (при условии, что они не вмонтированы в пол и стены) закрываются решетками для обеспечения безопасности тренирующихся.

Система вентиляции оборудуется по схеме приток-вытяжка с механическим побудителем. Организуется приток воздуха - струями "внастил". Такая система:

  • исключает обдувание приточным воздухом клиентов в период занятий и снижает риск ухудшения их здоровья и жалоб;
  • предотвращает образование зон "застоя" воздушных масс.

Это достигается равномерным распределением приточных решеток по периметру ТЗ.

Соблюдение следующих правил - не является строгим требованием СЭС, но их применение не запрещено санитарными службами и относится к категории мер экономии и энергосбережения:

  • поздней весной, летом и ранней осенью (при благоприятной погоде) можно предусматривать отключение вентиляционной системы и проветривание естественным методом (фрамуги);
  • снижение температурных показателей воздушной среды в нерабочий период с последующим поддержанием температуры на 5 о С во время функционирования.

Если последний метод взят на вооружении, то отопительную систему лучше разработать из 2 групп отопителей:

  • основной (способной поддерживать минимально-требуемую постоянную температуру);
  • компенсационной - обеспечивающей быструю "подгонку" температуры до нужных цифр.

Проектировать систему вентиляции стоит с включением возможностей удаления загрязненных воздушных масс под влиянием:

  • гравитации;
  • давление, создаваемое приточным элементом вытяжки.

Хороший результат дает возможность использования ветра, как доп. побудителя для включения механизма вентиляции.

Водопровод и канализация: основные требования

В любом ТЗ требуется обустройство внутренних систем:

  • доставки воды (холодной и обязательно горячей);
  • организации сбора стоков (канализации).

Вода должна быть питьевой и соответствовать стандартам такой воды. Расход воды рассчитывается по СП 30.13330.2012 , исходя из пропускной способности зала. Этот же свод правил определяет правила подбора диаметра труб для указанных систем.

Если ТЗ обустраивается в не канализованном районе, придется предусмотреть местные очистительные системы. Сброс неочищенных вод в окружающую среду возбраняется. При наличии канализационной сети в населенном пункте, канализация тренажерного зала врезается в эту систему.

Требования пожарной службы

Основной и спорный вопрос по требованиям - это необходимость в автоматизированных системах оповещения о пожаре, управления эвакуацией и его тушения. Очень много зависит от габаритов помещения, количества людей, которое одновременно будет принимать ТЗ и разного рода помещений. Даже если внимательно проштудировать НПБ 110-03 , трудно определиться с тем, что нужно под конкретный спортзал. Придется либо обратиться к опытным проектировщикам, и довериться им. Либо предварительно выяснить вопрос в местных органах пожарного надзора.

Однозначно можно сказать, что:

  1. Любое закрытое спортивное помещение оборудуется средствами первичного тушения пожара:
  • огнетушители не менее 2 шт.
  • пожарный щит.
  1. Систему оповещения. Если будет заниматься не 1-2 человека, а как минимум 15-20 одновременно, нужно будет организовывать и систему управления эвакуацией.

Для спортивных сооружений такого типа требуется система оповещения, независимо от их размеров. Если ТЗ крупный 500-750 м 2 и имеет несколько помещений (например, зал велотренажеров и беговых дорожек, зал силовых тренажеров, разминочная), то выбирается СОУЭ-4 типа. Весь комплекс зонируется, подбор динамиков осуществляется в зависимости от размеров каждой зоны. Проектирование и выбор оборудование остается за проектировщиком. В качестве АУПС можно использовать, при наличии денежных средств, аспирационный извещатель типа VESDA.

Обязательно должен быть выполнен в цветном исполнении план пожарной эвакуации, разработаны инструкции по ППБ и правила поведения при пожаре. Эвакуационные выходы должны открываться в сторону выхода и не должны быть загромождены. Для среднего размера ТЗ обязательно предусмотреть аварийное освещение.

Работники ТЗ должны проходить регулярные инструктажи по ППБ, знать место расположения средств тушения пожара, уметь ими пользоваться. На них возлагается ответственность за помощь при эвакуации клиентам тренажерного зала.

Материалы, которые используются для покрытия стен, полов и путей эвакуации должны быть минимально горючими и разрешенными к использованию в спортивных заведениях. Например, требования к покрытию пола регламентированы СНиП 21-01-97 (пункт 6.25).

В маленьких спортзалах ответственным за ППБ является его владелец или управляющий. В более крупных, директор может назначить такое лицо приказом.

Часть вторая включает физкультурно-спортивные залы и манежи размером 42 x 24 м и более, а также залы 36 х 18 м и более для универсального использования.

В последние годы в нашей стране развиваются новые виды и формы спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий, поэтому физкультурно-спортивные сооружения (рисунок 1*) стали использоваться всеми возрастными и социальными группами населения - от абсолютно здоровых людей до инвалидов, от профессиональных спортсменов до лиц, использующих эти сооружения для досуга. Появилось множество новых форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у определенной группы населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.). В соответствии с современными требованиями следует учитывать новые особенности физкультурно-спортивных сооружений:

Обеспечение доступности для инвалидов массовых физкультурно-спортивных сооружений, включая специальную разметку залов и оборудование санитарно-бытовых помещений;

Свод правил разработан в соответствии с Государственным контрактом с Росспортом N 209 от 10 декабря 2002 г. в рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 годы)", п. 17 "Разработка архитектурно-планировочных стандартов для их применения при строительстве физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с учетом обеспечения возможности их пользования детьми-инвалидами".

Цель разработки - внедрение в проектирование и строительство прогрессивных функциональных и технических решений, а также совершенствование процесса проектирования в связи с отсутствием типового проектирования.

Настоящий Свод правил выполнен в развитие * "Общественные здания и сооружения" и является документом федерального уровня. Положения Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач, возникающих в процессе организации массовой спортивной подготовки населения, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для людей различных возрастов, инвалидов и в том числе детей-инвалидов.

В настоящем документе рассматриваются только вопросы, относящиеся к основным функциональным характеристикам и свойствам мест для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий и первостепенно необходимых вспомогательных помещений при них:

Удельные площади, показатели единовременной вместимости игровых площадок и мест занятий, минимально необходимые расстояния между ними и внутренними поверхностями ограждающих конструкций;

Физико-механические свойства и фактура внутренних отделочных материалов и также устройств, защищающих от ударных воздействий поверхности стен, потолков, световые проемы и осветительные приборы;

В требованиях и рекомендациях по объемно-планировочным и инженерно-конструктивным решениям содержатся также основные необходимые сведения по размерным параметрам, инженерному и санитарно-техническому оборудованию, фактуре, цвету и акустическим свойствам внутренних поверхностей помещений, учитывающие возможности использования мест для занятий и вспомогательных помещений инвалидами (включая детей и подростков) различных категорий (имеющих поражения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

В нормативном документе рассматриваются залы для массовых видов спорта, не требующих планировочных изменений для занятий инвалидов или требующих лишь дополнения специальным оборудованием.

Графическая часть документа разработана на основе опыта проектирования, практики эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, а также международного опыта.