Композитный ордер. Различные типы ордерных систем

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР

[ит. composite букв. смешанный]

сложный ордер - архитектурный ордер, характеризующийся гл. обр. капителью, в которой схема коринфской капители (см. коринфский ордер) усложнена введением четырех ионических волют (см. ионический ордер), поддерживающих ее верхнюю часть (абак).

Словарь иностранных выражений. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР
    ит. composite букв. смешанный) сложный ордер - архитектурный ордер, характеризующийся гл. обр. капителью, в которой схема коринфской капители (см. …
  • ОРДЕР
    I а, мн. ордера, ов, м. Письменный приказ, предписание на выдачу, получение чего-нибудь О. на обыск. О. на квартиру. Кассовый …
  • ОРДЕР
    ́ОРДЕР архитектурный, определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и худ. обработка. О. включает несущие части (колонна …
  • ОРДЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. order фр. ordre порядок, приказ) 1) письменный приказ, предписание; документ на выдачу, получение чего-л.; 2) архит. один из …
  • ОРДЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна …
  • ОРДЕР в Однотомном большом юридическом словаре:
    (нем. order, фр. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок) 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., о. …
  • ОРДЕР в Словаре финансовых терминов:
    бухгалтерский документ, содержащий приказ на совершение определенной операции денежными средствами или товарно-материальными ценностями; приказ (поручение) брокеру о покупке или продаже …
  • ОРДЕР
    ФРАХТОВЬШ. см. ФРАХТОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ - см РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ - см ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ПОГРУЗОЧНЫЙ - см. ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    НА ВЫДАЧУ ТОВАРА - товарораспорядительный документ, который выдается стороной, имеющей право давать распоряжения о выдаче указанных в нем товаров названному …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    КАССОВЫЙ - см. КАССОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ЗАПЛЕЧНЫЙ - см. ЗАПЛЕЧНЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ДЕЛИВЕРИ - см ДЕЛИВЕРИ …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    (нем. Order, от лат. ordo - ряд, порядок) - 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение на совершение определенных действий …
  • ОРДЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Order франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок),..1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., на вселение в …
  • ОРДЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ОРДЕР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОРДЕР в Энциклопедическом словарике:
    (немецкое Order, французское ordze, от латинского ordo - ряд, порядок), 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (например, на вселение …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
    ая, ое В сочетании: композитный ордер (архит.) - архитектурный ордер, характеризующийся капителью, в которой схема коринфской капители усложнена введением четырех …
  • ОРДЕР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. -а, -ов, м. Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего-н. О. на квартиру (т. …
  • ОРДЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОРДЕР, регламентированное командующим (командиром) по направлениям, интервалам и дистанциям взаимное расположение кораблей (судов) и действующих с ними самолётов (вертолётов) при …
  • ОРДЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОРДЕР (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок), офиц. док-т, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., на вселение …
  • ОРДЕР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ОРДЕР
    о"рдер, о"рдеры, о"рдера, о"рдеров, о"рдеру, о"рдерам, о"рдер, о"рдеры, о"рдером, о"рдерами, о"рдере, …
  • ОРДЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"рдер, ордера", о"рдера, ордеро"в, о"рдеру, ордера"м, о"рдер, ордера", о"рдером, ордера"ми, о"рдере, …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    компози"тный, компози"тная, компози"тное, компози"тные, компози"тного, компози"тной, компози"тного, компози"тных, компози"тному, компози"тной, компози"тному, компози"тным, компози"тный, компози"тную, компози"тное, компози"тные, компози"тного, компози"тную, компози"тное, компози"тных, …
  • ОРДЕР
    Разрешение на …
  • ОРДЕР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бумага на вселение …
  • ОРДЕР в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ОРДЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    `ордер 1, -а, мн. -`а, -`ов …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ОРДЕР в Орфографическом словаре:
    `ордер 2, -а, мн. -ы, -ов и -`а, -`ов …
  • ОРДЕР в Орфографическом словаре:
    `ордер 1, -а, мн. -`а, -`ов …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • ОРДЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ордера, мн. ордера, м. (от фр. ordre - приказ). 1. Письменное предписание, распоряжение (офиц.). Ордер на производство ареста. Ордер на …

Дорический ордер - Лаконичный, мужественный, монументальный - во времена античности считался «мужским» ордером.(Парфенон, храм Гефеста в Афинах) Питер: Московские ворота

Ионический ордер - отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.(Храм Артемиды) Питер: Летний дворец Петра 1.

Коринфский ордер – вариант ионического ордера. Более насыщён декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта (фасад библиотеки Адриана в Афинах) Питер: Свято-Троицкий Измайловский собор, дворец Лейхтенбергского.

Композитный ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров - в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта. (Арка Тита в Римском форуме) Питер: Зимний Дворец, дом Чечерина (Дом Искусств).

40.Памятник архитектуры готического стиля (п\в). В любом средневековом городе его центром была церковь или собор, вокруг которого строился город. В Париже таким собором является Собор Парижской Богоматери, или, по французскому - Нотр-Дам де Пари. Строительство Нотр-Дама началось в 1163 году, на месте первой христианской парижской церкви, расположенной на острове Сите. Длилась постройка 170 лет и это отразилось на внешнем облике храма – он сочетает в себе как романский стиль, так и готический. Собор Парижской Богоматери достаточно большой. Его высота составляет 35 метров, длинна – 130 метров, а ширина 50 метров. Высота колоколен почти 70 метров. Самый большой колокол, Эммануэль, весит 13 тонн. У Собора Парижской Богоматери есть свои собственные достопримечательности. Самая известная – гаргульи или химеры, которыми украшены башни Нотр Дама. Они воплощают собой человеческий грехи. Так же в стенах собора хранится гвоздь, которым к кресту был прибит Иисус. Правда ли это тот самый гвоздь никто не знает – всего в мире таких гвоздей насчитывается около 30. А еще одна значимая достопримечательность Собора Парижской Богоматери – самый большой во Франции орган, который состоит из 109 регистров и 7800 труб.Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель (1250-65) и Пьер де Монтрей (1250-67). Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.Главный фасад собора имеет три двери.Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (ЖоффруаДешоме). Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 м в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). Большой колокол звонит очень редко. Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф.


41. Творчество Фидия. Древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство работ не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.Статуя Зевса в Олимпии - одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом. «Афина Промахос» - колоссальное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н.э. в память побед над персами. Её высота 60 футов возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.«Афина Парфенос» 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор.Скульптурное оформление Парфенона было выполнено под его руководством. «Афина Лемния» - ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке. Название - от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.«Афина Арея» в Платеях ок. 470-450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.Афина для городнаПеллены в Ахайе.Афродита Урания (в Элизе). «Медуза Ронданини» - римская копия головы Горгоны Медузы, находившейся на щите Афины Парфенос. Самые знаменитые работы Фидия - Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике - золото и слоновая кость. Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

42. Памятник архитектуры эпохи Ренессанса в Италии XV века (п\в). Собор Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Примечательны купол (Филиппо Брунеллески) и облицовка стен полихромными мраморными панелями различных оттенков: зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).Дуомо, он же, был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (90000 чел), огромная крытая площадь. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора:длина - 153 м, ширина в трансепте - 90 м.Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения. Арнольфоди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы. После смерти Арнольфоди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 г. в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 г. назначили на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с ФранческоТаленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни диЛапо Гини (до 1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, НеридиФьораванте и Орканья. Затем был построен купол Брунеллески. В 1887 г. появился существующий ныне фасад (Эмилио де Фабрис).Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора. Баптистерий (крещальня) посвящён Иоанну Крестителю. Баптистерий является самым старым зданием площади Дуомо (V в). Современная мраморная облицовка была выполнена в XI-XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII-XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII. Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота (1401-24) также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными (1425-52). Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело и названо им «Вратами рая». Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

43.Творчество Сандро Боттичелли. См 18 и 20 билеты.

44. Римский портрет из собрания ГЭ (п\в). «Мадонна Литта» (1490-91) - картина итальянского художника Леонардо да Винчи. Холст (переведена с дерева), Темпера. 42×33 см. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.Яркая образность, произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 г он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 г вместе с другими тремя картинами "Мадонна Литта" была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков. Некоторые искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио. Эскиз головы Мадонны, выполненный Леонардо при подготовке картины, сейчас хранится в Лувре.

Тосканский ордер.

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.





Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:
- капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
- антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
- крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.



Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические - гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.





Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

По своим формам тосканский ордер отличается легкостью и изяществом.
Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.

Сложный или Композитный ордер.

Архитекторы Древнего Рима не только полностью переняли греческие ордеры, но и объединили лучшие и наиболее пышные из двух: коринфского и ионического, в один - композитный. Как видно из названия, композиция - это соединение, и действительно, ордер объединил в себе лучшие черты этих, довольно пышных и изящных ордеров.



В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

«Из антаблемента дорического ордера, взятого из различных фрагментов римской древности, я составил антаблемент сложного ордера, который в результате получил большое применение» Виньола.

Пропорции частей остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пропорции сложного ордера те же, что и в коринфском.

Они различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо - все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время. Во Франции архитекторы использовали этот элемент в постройке Лувра, а вот в Испании и германских землях он преимущественно применялся в постройке церквей и соборов, и не получил большого распространения в городских застройках. В России тоже можно встретить примеры композитного ордера в архитектуре Нарвских Триумфальных ворот, и в облике костела святой Екатерины.
Даже не смотря на то обстоятельство, что каноны ордеров тщательно прописаны, и существует весьма строгая классификация по их типам, композитный ордер является самым декоративным и пышно украшенным. К нему в меньшей степени применимы строгие правила по декорации капителей, однако пропорции должны быть непременно соблюдены.

Тосканский ордер.

О применении тосканского ордера в древнеримской архитектуре можно судить лишь по чертежам и схемам Витрувия и других теоретиков искусства, так как ни единого здания с тосканским ордером того времени не сохранилось. Но этот факт не помешал ему получить широкое распространение в архитектуре последующих веков.

Многие теоретики искусства говорили о том, что тосканская колонна не что иное, как более простой вариант дорического ордера, несмотря на ее более позднее происхождение. Упростив дорический тип, древнеримским зодчим удалось добиться визуальной прочности внешних построек. Тосканская колонна стала олицетворять мощь и физическую силу, но из-за излишней простоты ее практически не использовали в строительстве храмов, предпочитая укреплять ею хозяйственные и военные постройки. Если здание состояло из нескольких этажей, то в большинстве случаев, первый этаж был тосканским.

Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша.Колонна тосканского ордера имеет высоту, равную 14 модулям или, что одно и тоже, 7 нижним диаметрам. Диаметр колонны, от низа к верху, изменяется по кривой энтазиса и возле капители уменьшается на 1/5 нижнего диаметра. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр. За единицу измерения элементов ордеров принят модуль, который равняется половине диаметра колонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное количество так называемых парт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

Дорический ордер.

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью. Дорический ордер наиболее полно выразил тектоническую основу греческого зодчества

Колонна развитого дорического ордера не имела базы и опиралась непосредственно на верхнюю ступень стереобата. Сужение(утонение) колонны кверху начиналось от стилобата, но не было равномерным: ствол имел припухлось – энтазис, максимум которой приходился приблизительно на 1/3 высоты колонны. Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками – канелюрами, число которых чаще всего равнялось 20. Канелюры создавали игру света и тени, подчеркивая вертикальность колонны.

Капитель состояла из округлой подушки – эхина и лежавшей на ней квадратной плиты –абака (или абаки) и шейки(гипотрахелиона). Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками – ремешками,количество которых колебалось от 1 до 5. Капитль отделялась от ствола колонны горизонтальными углублениями (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона.

Антамблемент дориеского ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Антаблимент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой – тенией. Над архитравом шел дорический фриз (триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Трглифы имели форму вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала с плоскостью архитрава. Триглиф имел вертикальные врезы: два полных вреза в средней части и два полувреза по краям.

Между триглифами размещались чуть вытянутые в длину плиты – метопы. Они были заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались рельефами. С нижней стороны третий под каждым триглифом имелась небольшая полочка – регула. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями(лат.-гутты).

На каждый интерколумний (расстояние между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Триглифы располагались над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Для того чтобы триглифный фриз получил метрически и тектоническии законченное решение, крайние триглифы сдвигались с оси крайней колонны на угол антамлимента. При этом ближайшая к углу метопа становилась длиннее остальных и нарушала метричность построения фриза. Таким образом, возникла «проблема углового триглифа». Сглаживанию разницы в длине угловых метоп способствовали:

Уменьшение крайних, а иногда и соседних с ними интерколумниев;

Ноклон угловой,а иногда и соседнех колонн к центру фасада, причем угловая колонна, принадлежавшая одновременно двум фасадам, наклонялась по биссектрисе угла стереобата.

Находившийся над фризом карниз – гейсон своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основная часть карниза – выносная плита имела с нижней стороны уклон наружу, предохраняя нижние части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты тянулась сима – водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.

Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами – муталами, расположенными по одному над каждым триглифом и каждой метопой. На нижней стороне мутул имелись капители, расположенные в три ряда по шесть капитель в каждом.

Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму и был перекрыт двухскатной черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом, наклонные края скатов были обработаны также в виде карнизов, образуя фронтон. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов получило название тимпана.

Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтального наличием симы, которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Фронтоны храмов украшались скульптурой. На крыше по углам фронтонов ставились акротерии (скульптурные или орнаментальные украшения).

Ионический ордер.

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора.

Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол, капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших усилие сжатия, которое она передавала на освоение храма. Ионическая база иногда не имела квадратной плиты(плинта). Выпуклые элементы –валы или торусы часто украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками-каннелюрами. Вогнутые элементы – скоции оставались гладкими.

Ионическая колонна стройнее дорической. Утонение ствола меньше,чем в дорическом ордере, энтазис чаще всего отсутствует. Канелюры (обычно их было 24) отделялись узкими полосками – дорожками. В плане канелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение.

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречаеться в большом количестве вариантов. Она состояла из абаки, подушки с валютами и эхина. Волюты –завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, назывались балюстрами. Эхин ионической капители покрыт порезкой в виде ов или иоников. Вследствие того,что ионическая капитель имела резко отличавшиеся друг от друга стороны, для угловых колонн устанавливалась форма капители с диагональным расположением волюты.

Антаблимент основного малоазийского варианта ирнического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Небольшие горизонтальные уступы разделяли архитрав на три гладкие,чуть нависающие одна над другой полосы – фасции. Между архитравом и карнизом распологался пояс зубчиков или сухариков (лат. – дентикул ). Венчающая часть – сима украшалась богатой орнаментальной порезкой.

Второй вариант ионического ордера получил развитие в Аттике во 2-ой половине V в.до н.э. Он отличался,прежде всего, своим трехчастным антаблиментом, который состоял из архитрава, непрерывного фриза, украшенного рельефами, и карниза без зубчиков.

Пояс зубчиков и фриз до IV в. До н.э. не применялись одновременно в одном антаблименте.

Коринфский ордер.

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Витрувий в своих трактатах очень четко разделял два старших ордера между собой, называя дорический «мужским», ионический «женским». Коринфский же в силу своего необычного строения получил более сложное символическое значение, поскольку, согласно Витрувию, был призван «подражать девичьей стройности».

Коринфская капитель по форме напоминает чашу или корзину, обвитую двойным рядом листьев аканта. Тонкие стебли, плавно вырастающие из листьев, на углах сворачиваются в восемь небольших волют. Абака у коринфской капители имеют своеобразную форму с вогнутыми внутрь краями.

Коринфскому ордеру присущи богатая игра света и тени, живые органические формы в сочетании со стройными и изящными пропорциями колонны. Антаблемент коринфского ордера, состоящий из живописного архитрава, фриза и карниза также обычно отличается наличием огромного количества декоративных деталей, растительных и фигурных орнаментов.

Всесторонность коринфской капители, унаследованная от дорического ордера, а также пластичность и гибкость форм ионики, сделали коринфский ордер наиболее востребованным и в эллинистическую эпоху, и в период расцвета римской архитектуры, и в эпоху Возрождения.

Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Диаметр коринфской колонны изменяется по кривой, от низа к верху, точно так же, как и у колонны ионического ордера; на ее теле располагаются 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками (или ремешками). Ордер состоит из пьедестала, стула, базы, базы колонны, канители антаблемента, карниза антаблемента, фриза и архитрава. Капитель коринфского ордера довольно сложная, и поэтому большая ее часть выполняется лепкой. Капитель имеет вазообразную форму и содержит астрагал. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. . Также капитель оформлена лилейками, завитками, цветками и т.д. За единицу измерения элементов ордеров принят модуль, который равняется половине диаметра колонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное количество так называемых парт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

Коринфский ордер можно смело назвать венцом древнегреческой ордерной системы. Вобрав в себя все самые лучшие качества дорического и ионического архитектурного ордера, в нем воплотились весь опыт и мастерство зодчих Древнего мира.

Композитный ордер

Композитный ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров - в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

У зодчих Древнего Рима, унаследовавших дорический, ионический и коринфский ордера стояла иная задача. Функцию опоры у них выполняли мощные стены, а не колонны, поэтому ордер чаще всего использовался исключительно в декоративных целях.

Конструкция триумфальной арки императора Септимия Севера, сооруженной в 203 году н.э., дает ясное представление о роли композитного ордера в древнеримской архитектуре. Наряду с лепными рельефами, капитель композитного ордера придавала пышность и помпезность общему облику строения.

Композитная колонна в трудах многих теоретиков архитектуры характеризуется как смешанная или сложная, поскольку совмещает в себе два древнегреческих ордера.

Палладио в своем трактате 1570 года детально изобразил композитный ордер. Как и Виньола он считал, что пропорционально композитная колонна полностью идентична коринфской, а вот ее капитель и антаблемент требует особого внимания и мастерства исполнения.

Постамент, база, капитель и различные детали композитного ордера на примере триумфальной арки Тита в Риме.

В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

Пропорции частей капители композитного ордера остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пъедстал и база сложного ордера различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо – все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время.

Инструменты и материалы.

В процессе выполнения курсовой работы «Изучение архитектурных ордеров и выполнение их в чертеже» на каждом этапе используются определенные инструменты. Прежде всего, необходимы треугольники - пластмассовые, равнобедренные с углами 45°,45° и 90°, и с углами 30°, 60° и 90°. Чтобы проводить параллельные линии, нужна рейсшина и линейки. Карандаши простые НВ, Н, 2Н, 3Н, 4Н что соответствует обозначениям ТМ, Т, 2Т, 3Т, 4Т.

В геометрических построениях криволинейных элементов архитектурного объекта может понадобиться циркуль, а для точных измерений - измеритель. Эти инструменты должны быть хорошего качества, с точным совпадением концов игл у измерителя, и хорошо регулируемыми винтами держателей у циркуля.

Лекала служат для вычерчивания кривых линий. До обводки кривой по лекалу рекомендуется прочертить ее тонкой линией от руки на глаз, стараясь при этом придать кривой линии возможно более плавные очертания, лишь после этого подобрать лекало, соответствующее кривой того или иного ее участка. Участок лекала следует подбирать так, чтобы не менее трех-четырех соединяемых точек совпадало с контуром лекала. При продолжении кривой необходимо, чтобы с контуром лекала совпадали не только две-три следующие точки, но и одна-две предыдущие.

Резинки для работ используют мягкие, не повреждающие поверхностного слоя бумаги. Для удаления резинкой ненужной линии чертежа, чтобы не повредить рядом располагающуюся графическую информацию, рекомендуется использовать или самостоятельно изготовить трафареты из тонкого материала (бумаги, фотопленки). В трафарете должны быть узкие прорези для снятия линий и круглые или квадратные отверстия для удаления цифр и неверно нанесенных букв.

Бумага, на которой вычерчиваются архитектурные чертежи, должна быть очень хорошего качества.

Литература

1.Виньола. Правила пяти ордеров. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1940. – 186 с.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1936. – 255 с.

3. Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. – М.: Искусство, 1971. – 223 с.

4. Михалковский И. Б. Теория классических архитектурных форм. –М.: Высшая школа, 1940. – 240 с.

5. Палладио. Четыре книги об архитектуре. –М.: Издательство академии архитектуры, 1936. – 142 с.

Приложение А.

Структура и основные части ордера.

Тосканский ордер

Описание. Тосканский ордер -- первоначально этрусский вариант греческого дорического ордера. Заимствованный позже зодчими античного Рима, оформился в самостоятельный ордер, который отличался от дорического более тяжёлыми пропорциями, гладким (без каннелюр) стволом колонны, развитой базой и более высокой капителью.(рис.11,12,13)

Коринфский ордер

Описание. Коримнфский омрдер -- один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.(рис.14,15,16) Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом во 2-й половине V века до н. э.

Композитный ордер


Сформировался в древнеримской архитектуре, которая восприняла греческие архитектурные формы. Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера.(рис.17,18) Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в основании. Но если в Древней Греции ордер играл конструктивную роль, то в Риме он часто использовался в декоративных целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Значительную роль в архитектуре Древнего Рима играла арка, которая опиралась на массивные столбы или колонны. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Список используемой литературы

· Блаватский В. Д. Архитектура античного мира -- М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.